150 лет назад в районе датского болота Нидам было обнаружено старинное судно. О том, как саксы завоевывали на нем Англию, а викинги создали первоклассное оружие, рассказывается на выставке в Шлезвиге.
Судно было 23-х метров в длину, 3,5 метра шириной и располагало местами для примерно 40 человек – 30-ти гребцов и нескольких пассажиров. Оно производило величественное впечатление. Корабли типа «судна из Нидама», о котором здесь идет речь, спасли от забвения римские технологии после падения Западной Римской империи, они перемещали народы в новые страны и открывали викингам возможность новых открытий и основания целых империй.
В августе 1863 года датский учитель и исследователь Конрад Энгельхардт (Conrad Engelhardt) обнаружил в районе болота Нидам, расположенного к северу от Фленсбурга, хорошо сохранившиеся останки старинной ладьи, выполненной из дубовой древесины. Это судно символизировало важнейший этап в кораблестроении. По случаю 150-летия этого события в археологическом земельном музее Готторф при сотрудничестве с датскими партнерами открылась первая масштабная выставка, посвященная истории обнаружения старинного судна. В экспозиции представлены многочисленные археологические артефакты, в музее также проводятся исследовательские дебаты и реконструкции, ставшие возможными только благодаря находкам последних лет.
Основной тезис выставки отражает новые перспективы в исследовании истории судна. Долгое время корабль рассматривался в свете германской истории техники. Сегодня исследователи исходят из того, что вдохновителями при создании «судна из Нидама» стали римские образцы. Доски обшивки корпуса поставлены в клинкер и были соединены металлическими нагелями, что говорит о средиземноморском влиянии, говорит куратор выставки Андреас Рау (Andreas Rau) из Центра Балтийской и Скандинавской археологии в Шлезвиге.
Читайте также: Раскопки для Гитлера - Археологи в поисках древних германцев
Римское влияние
Переход древних германцев в 310-320 гг. к усовершенствованной конструкции весел свидетельствует о римском влиянии. У кораблей римских речных флотилий позаимствованы были, по всей видимости, также такие элементы, как якорь и крепившийся тросом руль. Признаком древнегерманской техники были симметричная форма носовой и кормовой частей судна и расположение весел в специальных отверстиях.
Поскольку у «судна из Нидама», в отличие от римских речных судов, не было паруса, можно сделать вывод о географии его перемещения. Межконтинентальные походы викингов были еще в далеком будущем. В четвертом веке древние германцы могли отважиться на пиратские набеги в проливе Ла-Манш или на нападение на соседние поселения.
Около 350 года «судно из Нидама» оказалось в датском болоте. Это был победный трофей, ставший вместе со всем снаряжением объектом жертвоприношения. Как показали дендрологические исследования, первые владельцы суда были родом из датского региона.
О том, что речь шла о принесении в жертву целого корабля, с содроганием говорили и римляне. Орозий назвал такое дорогостоящее жертвоприношение «странным проклятием». Однако христианский публицист не подумал о том, что это жертвоприношение можно сравнить с монументальным строительством церквей у христиан.
Также по теме: Новый подарок современному Риму от Древнего Рима
Ладья все еще в болоте
Конрад Энгельхардт открыл настоящее золотое дно. Дело не в том, что в болоте могут еще находиться корабли. С момента обнаружения ладьи были также найдены многочисленные элементы снаряжения. Так, на выставке показывается, что в ладье существовал промежуточный пол. Существуют доказательства наличия «облегченной каюты». Члены экипажа ели из деревянных мисок, играли в свободное время в настольные игры и перевозили деготь в небольших бочках.
Лишь несколько лет назад археологи обнаружили третью лодку, которая на 90% была погружена в болото. Судьба второго судна, также ставшего объектом жертвоприношения, остается туманной среди находок Нидама. Не успел Энгельхардт разместить свои находки на чердаке здания суда в принадлежавшем тогда еще Дании Фленсбурге, как началась война Пруссии и Австрии против Дании, закончившаяся победой империй.
Возможно, второе судно затерялось в те времена или было использовано в качестве материала для растопки, говорит Рау. Собрание Энгельхардта было перевезено в Киль. После Первой мировой войны болото Нидама вновь отошло Дании. Разделение между местом обнаружения и нахождения находок способствовало международному сотрудничеству. Воздушную войну судно пережило на грузовой барже в озере Мелльнер-Зее, после чего было перевезено в Готторф, где сегодня выставляется в отдельном зале.
«Судно из Нидама» по праву заслужило такое место. Оно является своего рода связующим звеном между весельными лодками и ладьями байдарочного типа ранних веков и «внушающими страх драконами», на которых викинги с конца 8 века совершали набеги на побережье Европы до Леванта. На кораблях, подобным тем, что найдены в болоте Нидама, в 4-м веке англы и саксы отправлялись в завоевательные походы на Англию.
Читайте также: В Лондоне под землей нашли то, что осталось от первого театра Шекспира
Скорость до 15 км/ч
Они не пересекали напрямую Северное море, говорит Андреас Рау. Суда ходили преимущественно вдоль побережья и где-то в районе Кале пересекали канал. Поначалу это были отдельные воинственные группы, а потом целые племена и народы. Корабль, обнаруженный в 1939 году Саттон-Хоу в Восточной Англии как место захоронения англосакского вождя, был всего лишь на несколько метров длиннее кораблей Нидама и обладал схожими техническими характеристиками.
Сотрудники кораблестроительного предприятия Потсдама в результате пробных заплывов на уменьшенных копиях кораблей Нидама определили, что максимальная скорость судов составляла восемь узлов, то есть 15 км/ч. Владельцы таких лодок могли посоперничать и с римлянами.
Позднее викинги привнесли в судно некоторые изменения. Прежде всего, был оборудован парус, за счет чего было создано супероружие северных морей. Усовершенствованные корабли викингов развивали скорость до 14 узлов в час. На таких судах их владельцы могли добраться до Исландии, Гренландии и Америки.
Но одну способность сохранили и корабли более поздних веков. По размеру они были не намного больше более ранних, но настолько легки, что могли пройти по узкой линии водораздела. Таким образом, норманны установили свое господство на обширной территории и дошли до Константинополя и рынков Востока.
Прародителями их военно-морской мощи стали корабли, наподобие тех, что покоятся в болоте Нидама. На уникальной выставке в Готторфе можно многое из этого увидеть.