Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сталинские репрессии. Пять новых жертв среди японцев

Четверо расстреляны и один умер в заточении по обвинению в шпионаже

© Public domain / Перейти в фотобанкСтроительство Балтийского канала на Белом море
Строительство Балтийского канала на Белом море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из материалов, опубликованных «Мемориалом», организацией по правам человека в России, стало известно, что во время чистки во второй половине 1930-х годов, проводимой советским диктатором Сталиным, были приговорены к расстрелу четверо японцев, пребывавших в то время в Советском Союзе. По подсчетам специалистов число документально подтвержденных репрессированных среди японцев достигло 26 человек.

Из материалов, опубликованных «Мемориалом», организацией по правам человека в России, стало известно, что во время чистки во второй половине 1930-х годов, проводимой советским диктатором Сталиным, были приговорены к расстрелу четверо японцев, пребывавших в то время в Советском Союзе. По подсчетам специалистов число документально подтвержденных репрессированных среди японцев достигло 26 человек.

Японцы, приехавшие в СССР из-за своей приверженности идеям коммунизма, были ложно обвинены в шпионаже и вовлечены в кровавую бурю убийств - такие факты всплыли в материалах.

«Мемориал» ведет базу данных, регистрируя в ней различные официальные документы со списками и данные из регионов общей сложностью примерно на 43500 человек, репрессии которых одобрил непосредственно Сталин. Организация собрала и предоставила газете "Никкей" имеющуюся информацию по десяти японцам из этого списка. По словам заслуженного профессора Университета Хитоцубаси Тецуро Като, занимающегося исследованием жертв репрессий среди японцев, удалось найти новое подтверждение расстрела четырех японцев и смерти в лагере еще одного соотечественника.

Пятеро репрессированных проживали в разных городах: Москве, Новосибирске в западной Сибири, а также в Хабаровске и Владивостоке на реке Амур. Профессор Като считает: «Появившаяся информация о людях, которые жили в регионах и там же были расстреляны, просто бесценна».

Читайте также: Кровавая паранойя сталинского режима

Мемориальный музей "Пермь-36"

90% приговорены заочно

Репрессии Сталина, который придал коммунистической системе жестокую направленность, достигли пика в 1937-38 годах. В июне 1937 года по всем региональным отделениям НКВД была установлена норма чистки антисоветских элементов, после чего продуктивность их работы резко взлетела вверх.

«Мемориал» указывает на то, что 90% из 700 000 расстрелянных за 1937-38 годы были приговорены к смерти заочным судом. Материалы также говорят о том, что трое из четырех осужденных японцев были расстреляны в день вынесения решения суда.

Като отмечает, что в тот период японское посольство знало о нахождении примерно ста японских граждан на территории Советского Союза, помимо журналистов и представителей торговых компаний.

Это были: 1) лидеры Коммунистической партии Японии во главе с Сандзо Носака, 2) покинувшие страну ученые вместе с доцентом токийского университета Тэйдо Кунисаки, 3) политические беженцы с Хоккайдо и Сахалина, 4) рыбаки и моряки, обосновавшиеся после плаваний в дальневосточных городах. Помимо ученых и политических беженцев, исповедовавших идеи коммунизма, велика вероятность того, что рыбаков и моряков привлекла в Советский Союз идея о «рае для рабочих».

Также по теме: Сталинский террор на картах Google

Судьба более пятидесяти человек до сих пор неизвестна

Японцы были легкой мишенью для статьи «шпионаж вражеского государства». НКВД достаточно было задержать одного из «врагов народа», который под пытками выдавал имена своих друзей, после чего хватали остальных «шпионов», - рассказывает Като, отмечая: «Из ста японцев невредимым остался только коммунист Сандзо Носака, остальные были расстреляны или отправлены в лагеря, умерли в заключении или были депортированы».

В Японии широко известен случай, когда был застрелен директор актрисы Ёсико Окада, бежавшей из Японии на Сахалин. Его звали Рёкити Сугимото. Но в отличие от военнопленных, отправленных в Сибирь после войны, по репрессированным японцам не было проведено никаких расследований, и судьбы более пятидесяти человек до сих пор остаются неизвестными.