Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оранжевая паранойя Кремля, или Российское гражданское общество без гражданства?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общественные организации России серьезно трясет уже второй месяц подряд. Массовые проверки правозащитных организаций, которые занимаются защитой россиян от правового беспредела на федеральном и региональном уровнях, означают паралич и закрытие для многих групп.

Общественные организации России серьезно трясет уже второй месяц подряд. Массовые проверки правозащитных организаций, которые занимаются защитой россиян от правового беспредела на федеральном и региональном уровнях, означают паралич и закрытие для многих групп.
 
Кремль и Путин лично, считает, что общественные организации, получающие финансирование из-за границы – иностранные агенты, которые за эти средства выполняют волю иностранного заказчика и стремятся свергнуть легитимный режим в России.
 
Недавно, в интервью немецкому телеканалу ARD Путин заявил, что у него есть список из 654 организаций, которые только за последние месяцы получили западную помощь в размере более 1 миллиарда долларов США! Это неслыханные размеры даже для России.
 
Оранжевая паранойя руководителей Кремля – ​​живет и процветает. Ведь многие в Белокаменной убеждены, что цветные революции и свержение режимов в Украине и Грузии, были организованы и реализованы именно общественными организациями на средства американских и европейский доноров.
 
Поэтому в ноябре 2012 года в России и появился закон об «иностранных агентах», где общественные организации, получающие иностранное финансирование и занимающиеся «политической» деятельностью, должны регистрироваться как агенты в Министерстве юстиции. Такая заявка должна быть представлена организацией добровольно. Определение, что такое «политическая» деятельность трактуется властями произвольно.
 
До сих пор в России ни одна общественная организация не хотела добровольно закреплять за собой такой статус. И это понятно.
 
Поэтому начиная с марта этого года по приказу президента Путина прокуратура и другие контрольные органы массово проверяют общественные организации.
 
Казалось бы, что тут удивительного? Ведь, согласно действующему законодательству органы власти имеют право и такие проверки. Однако это допустимо лишь при наличии информации о нарушении. В большинстве случаев у прокуратуры такой информации нет, и проверки эти воспринимаются как рейды на независимые общественные объединения.
Сегодня в России ведется плановая работа по дискредитации общественного сектора, особенно правозащитных организаций и тех групп, которые проводят наблюдение за выборами. Часто государственные инспекции сопровождает съемочная группа канала НТВ, которая «лепит»  сюжеты  про такие уважаемые организации как «Мемориал», чтобы дискредитировать их в глазах общественности.
 
Прокуратура прошерстила более 600 организаций и доложила президенту о результатах работы. А они довольно предсказуемы.  Сегодня «Союз солдатских матерей» признан иностранным агентом за то, что члены организации фиксировали нарушения на выборах, а значит, занимались политической деятельностью. Организации грозит штраф в размере 12 тысяч евро.
 
В список агентов также попала петербургская организация «Голос» из-за работы по наблюдению за выборами, и Костромской Центр поддержки общественных инициатив – за встречу с политическим советником посольства США в России.
 
Российское гражданское общество осталось один на один с Кремлем. Граждане России стоят в стороне.
 
Под обращением лидеров общественных организаций прекратить преследование общественного сектора стоит  всего 600 подписей, и большинство из них – самих лидеров НПО. Участники протестов на Болотной площади не становятся на защиту своего гражданского общества.
 
Тенденция ограничивать доступ к иностранному финансированию для общественных организаций уже стала мировым трендом. 50% стран мира ввели различные ограничения на получение иностранных грантов. 20 стран сделали это с начала 2002 года (данные исследования «Funding Dissent: Restrictions on Aid to NGOs»,  Journal of Democracy , март 2013).
 
Бесспорно, Украина не Россия, как принято цитировать бывшего президента Кучму, но в случае давления на украинские общественные организации, не окажемся ли мы также гражданским обществом без гражданства? Если сегодня только 13% украинцев знают про активные НПО и только 5% являются членами таких организаций.
 
Кто в случае давления со стороны власти будет отстаивать общественное право на общественную деятельность, независимую от государства? ЕС, Совет Европы, США? Или же попытки лидеров НПО защитить себя от нападения государства будут восприниматься обществом просто как защита профессии и солидарность работников определенного цеха?
 
Возможно, сегодня всем стоит подумать, в чем же сила общественного сектора и кто сможет его защитить, чтобы Украина все-таки не стала Россией.
 
По моему мнению, это могут сделать только сами граждане, которые и должны быть основой гражданского общества. Поэтому, изучая уроки соседей, общественные лидеры должны преодолеть существующий разрыв между гражданами и общественными организациями, и создать реальное общество активных граждан, а не виртуальное гражданское общество.
 
Перевод: Антон Ефремов.