После кипрского кризиса Люксембург заявил о готовности сотрудничать с Евросоюзом в борьбе с налоговыми уклонистами. Как это повлияет на тех из них, которые пришли с деньгами из стран СНГ?
Найти в интернете фирмы, помогающие иностранным компаниям «прописаться» в Люксембурге, известном своими низкими налогами, совсем не сложно. В этом маленьком западноевропейском государстве работают, по официальным данным, около 330 фирм, помогающих иностранцам зарегистрировать здесь свою компанию или холдинговую структуру. Они обслуживают клиентов из многих стран мира, в том числе из постсоветских республик.
Судя по всему, среди богатых российских, украинских или казахских предпринимателей Великое герцогство Люксембург пользуется особой популярностью. Во многих местных фирмах, которые предоставляют услуги по регистрации бизнеса, действуют даже целые отделы, обслуживающие клиентов из стран СНГ. В одной из таких фирм несколько лет проработала и Ольга В., которая на условиях анонимности побеседовала с DW.
Специализация - постсоветское пространство
По словам Ольги, популярностью у бизнесменов из постсоветских республик Люксембург пользуется потому, что здесь существует банковская тайна. Состоятельным клиентам из стран СНГ, как правило, предлагают открыть фирму-почтовый ящик или небольшой офис. «Такая фирма не ведет никакой деятельности, она только владеет акциями и получает прибыль», - объясняет собеседница.
Привлекательная схема для бизнесменов из постсоветских государств может выглядеть так: заработал на родине несколько миллионов, приобрел акции, открыл фирму - и получай дивиденды на анонимный люксембургский счет. Не удивительно, что Люксембург принадлежит к числу лидеров по размеру инвестиций, например, в Россию.
«80-90% этих денег - российские, которые реинвестированы в РФ», - заявил на сайте Русского клуба Люксембурга его президент, бизнесмен Всеволод Ямпольский. По данным портала внешнеэкономической информации министерства экономического развития России, объем накопленных инвестиций из Люксембурга в российскую экономику на конец 2011 года составил 36,9 миллиардов долларов США.
Если банковскую тайну отменят
Между тем люксембургский министр финансов Люк Фриден заявил, что герцогство готово пойти на послабления в вопросе о банковской тайне и присоединиться к европейской системе информационного обмена банковской информацией. Но не все так просто. В официальном заявлении Фридена, обнародованном в начале апреля, говорится, что обмен данными будет проходить с другими государствами Евросоюза, причем исключительно о гражданах этих стран. Чего следует ожидать гражданам государств, не входящих в состав ЕС?
«Налоговый режим в отношении выплат, которые получают граждане третьих стран, останется неизменным и будет и дальше регулироваться двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и этими государствами», - отмечается в пресс-релизе.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая составляет списки стран, ведущих недобросовестную налоговую политику, не считают Люксембург «налоговым оазисом». Как заявил сотрудник отдела ОЭСР по международному сотрудничеству и налогообложению Джереми Мэддисон, главное, чтобы были подписаны соглашения об обмене фискальной информацией. «Сейчас важны три вещи - наличие информации, доступ к информации и обмен информацией», - подчеркнул Мэддисон. Люксембург выполняет все эти три условия, поэтому претензий к нему нет.
Дружишь с властью - проблем не будет?
Соглашение об избежании двойного налогообложения Россия и Люксембург подписали еще в 1993 году. В 26-й статье этого документа указано, что ни одна из сторон не обязана «предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике».
Таким образом, каждая из сторон всегда может сослаться, например, на коммерческую тайну и отказаться предоставить запрошенную информацию. Заставить раскрыть эту тайну вправе только суд. И пока во многих постсоветских странах бизнес тесно связан с политикой и судебными органами, фирмы, которые созданы людьми, близкими к властям, продолжат успешно действовать, уверены наблюдатели.
По мнению Ольги В., россияне, украинцы и казахстанцы вряд ли начнут переводить свои деньги из Люксембурга «на какие-то далекие острова». Им важна географическая близость герцогства к их странам, поскольку клиенты из государств СНГ охотно «навещают собственные деньги» в банке, подчеркнула собеседница DW.