Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Японизация» китайской молодежи

Новый вид, напоминающий японцев поколения Ютори

© flickr.com / Kris KrugУчастники праздника ЛГБТ в Китае
Участники праздника ЛГБТ в Китае
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для китайцев поколения 90-х огромное значение имеют не только размер зарплаты и бонусов, но и такие вещи как предпочтения в видах работ, атмосфера в офисе, степень свободы на работе. Мои друзья, которые работали с молодежью, в один голос отмечают, что у этого поколения нет индивидуальности. И еще они любят сорить деньгами, которых сами не заработали.

В Китае людей, рожденных в 1980-е годы, называют «после восьмидесяти» («ба-лин-хоу»), рожденных в 1990-е годы «после девяноста» («дзёу-лин-хоу»). Согласно данным китайского правительства в прошлом году 6,8 миллиона студентов закончили университет. Если считать, что они не повторяли год и не брали академический отпуск, то получается, что в общество впервые выходят дети, рожденные в 1990-х годах. Можно подумать, что это всего лишь каких-то 10 лет разницы, но в Китае с его мгновенными изменениями в экономической ситуации разница между поколениями просто колоссальна. 

В своей предыдущей статье я представил поколение «после восьмидесяти», которое переживает процесс «открытия частного бизнеса», но на этот раз речь пойдет о поколении, рожденном в 1990-е годы. Я сам принадлежу к «восьмидесятникам», и меня не покидает мысль, что молодежь «после девяноста» начинает выходить в люди и образ мыслей у них кардинально отличается от предыдущего поколения.

Рожденные в 1990-е сильно сорят деньгами

Если кратко описать мою биографию, то я родился в Китае, ходил в Китае в среднюю школу и в первый класс старшей, младшие классы и старшая школа со второго класса прошли в Японии, после выпуска я устроился работать в токийский офис компании McKinsey. Затем я перешел в компанию Yo-ren Ltd и продолжаю курсировать между Китаем и Японией. Мне, поскольку я считаю себя наполовину японцем, наполовину китайцем, видно, что поколение 1990-х «японизируется», хорошо это или плохо. Они были рождены в эпоху достатка, поэтому им не хватает «голода», они не так сильны. Короче говоря, они превращаются в слабаков.

Во-первых, поколение 1990-х не умеет обращаться с деньгами, привычки потребления этого поколения в корне отличается от предыдущих. Зарплата выпускника университета в среднем составляет 3 тысячи юаней, в то время как большая часть представителей поколения 90-х имеет пятый iPhone, который стоит практически 5 тысяч юаней. Конечно же, были изменения в тенденциях потребления и у поколения 1980-х по сравнению с поколением 1970-х, но они происходили по мере увеличения доходов. В отличие от них поколение 1990-х тратит суммы, превышающие доходы, не делает накоплений.

Например, недавно в нашу компанию поступил новый сотрудник из поколения 90-х 22 лет от роду, он снял отдельную комнату в одном из лучших клубов Шанхая и закатил вечеринку по случаю собственного дня рождения. Он заказал эксклюзивный торт, купил огромную бутылку виски, так что мы, менеджеры, уже подумывали, что он не сможет расплатиться за все это. Однако мы даже не заметили, как он рассчитался и спокойно ушел домой. Я практически уверен, что стоимость той вечеринки намного превысила его месячную зарплату. 

Молодежь, рожденная в 1990-х частенько выезжает за границу и каждый раз возвращается с подарками родителям стоимостью в несколько десятков тысяч иен. Одним из популярных сувениров из Японии стала электрическая зубная щетка ценой в районе 10 тысяч иен. В итоге получается, что источник этих денег – родители… Сейчас вряд ли найдешь среди японцев новоиспеченных выпускников университетов, которые привозят дорогие гостинцы в подарок родителям, каждый раз возвращаясь из заграничного путешествия. Интересно, что родители поколения 1990-х, даже сами отправившись в поездку, не балуют себя такими дорогущими вещами. Я думаю, что на потребительское поведение молодежи все-таки влияет их поверхностное отношение к деньгам, которое не соответствует их реальным доходам. 

Похожи на японцев поколения Ютори

Кроме того их взгляд на карьеру совершенно не совпадает с поколением 80-х. Ведь в них совершенно не чувствуется того безумного «голода», который был у поколения 70-х и 80-х.

Один их моих друзей работает в крупной иностранной компании в Шанхае, он рассказывал, что последние пять лет каждый год они берут в офис интерна, все интерны из поколения 80-х перешли в основной штат, а из интернов поколения 90-х и половины не осталось работать дальше. При этом причины для ухода не из ряда простительных. «Я не справляюсь с таким большим количеством заданий, мне плохо», «Я потерял уверенность в своих силах преодолевать жизненные трудности, поэтому возвращаюсь к родителям», - вот что они говорят. Представитель поколения 90-х в аналогичной ситуации, заполучив место интерна в крупной иностранной компании, работал бы изо всех сил, копил деньги и подумывал о том, как бы перевезти своих родителей в Шанхай.

Увеличивается количество молодежи, которая, даже получив шанс выучиться за границей, возвращается ни с чем домой, заявляя, что не собирается пытаться добиться успеха в другой стране. 

Для поколения 90-х огромное значение имеют не только размер зарплаты и бонусов, но и такие вещи как предпочтения в видах работ, атмосфера в офисе, степень свободы на работе.

Мои друзья, которые работали с молодежью, в один голос отмечают, что у этого поколения нет индивидуальности. Поколение 80-х, такие как я, слишком сильно сконцентрировано на собственной личности, в итоге они все сводят к яканью, что, на мой взгляд, для начальника, особенно японской компании, делает их довольно сложными в управлении.

В противоположность этому у поколения 90-х слабая личная позиция, они даже не пытаются оправдываться, если их ругаешь. Они делают себе пометки и отвечают только односложным «понятно», кивая головой, но закрадывается сомнение, слушают ли они на самом деле. И действительно, даже выслушав несколько повторных замечаний, они продолжают ошибаться в одном и том же месте. Кроме того они никогда не задают собственных вопросов. Совершенно затрудняюсь понять, довольны ли они своей работой или считают ее неинтересной… В этом плане они очень похожи на японских офисных служащих поколения Ютори.

Поколение 80-х с уважением относится к начальникам и старшим коллегам, у поколения 90-х практически полностью отсутствует понятие деления на старших и младших. В особенности это касается общения в медиа и соцсетях, которое происходит в непринужденной манере. Компания набирает немалое количество интернов из студентов, но когда мне пришлось работать с ними в одном проекте, стандартное общение происходило в привычной манере, но по электронной почте и в Wechat (китайская версия LINE) они позволяли себе общаться с остальными членами рабочей группы, как с друзьями. Такое поведение совершенно немыслимо для поколения 80-х.

Студенты наслаждаются свободой отношений

Что касается учебы, то они перестали так выкладываться как раньше. В мое время нам говорили, что единственный способ выбиться в люди – это набрать высокий балл на вступительных экзаменах, поступить в хороший университет, попасть в престижную компанию. Я учился в школе-интернате в провинции Шаньдун, но почти всегда у нас были занятия с 8 утра до 10 вечера, да и в остальное время я только и делал, что сидел за уроками. По той системе образования полагалось зубрить все. «Если вызубришь целиком английский словарь, то сможешь говорить по-английски!» - следуя такой абсурдной теории, нас заставляли учить наизусть все. Хотя я и вправду стал говорить по-английски…

По тем временам любые проявления романтических чувств были строго-настрого запрещены. По соседству со школьным общежитием для мальчиков располагалось общежитие для девочек, но вечером, когда мы возвращались домой, за нами зорко следили учителя. Все для того, чтобы учащиеся не встречались с противоположным полом. «Если ты влюбишься, то твои оценки поползут вниз, поэтому выбрось все это из головы», - говорили мне. Нельзя было даже держаться за руки. Уже в университете был случай, когда парочку наказали за поцелуй в аудитории исключением, что разрослось до обсуждения по всей стране.

Однако если послушать рассказы нынешней молодежи, то сейчас все стало довольно открытым. Учащиеся университетов могут не скрывать своих чувств друг к другу, для старшеклассников проявления любви находятся под запретом, но они могут спокойно общаться с противоположным полом. Все это означает довольно существенные перемены.

Так почему же так разительно отличается образ жизни поколения 90-х от поколения 80-х?

Для того чтобы объяснить это, сначала мне следует рассказать о ситуации в обществе во время воспитания поколения 80-х. Мое поколение было в своем большинстве воспитано молодыми родителями, выросшими во времена Культурной революции (1966 – 1976). В Китае Культурная революция очень серьезно повлияла на изменение поколений. В течение примерно 10 лет Культурной революции не было приема в университеты. Когда возобновили вступительные экзамены, не существовало ни одного студента, различные структуры нуждались в кадрах, поэтому вступительные экзамены стали проводиться по два раза в год. Мои родители одними из первых выдержали вступительные экзамены. Люди, поступившие в университет в первые годы после Культурной революции, стали лидерами реформ открытости Китая.

Родители за сорок самые богатые

Во времена моего детства мы еще жили в бедности, я помню, как родители не могли позволить себе даже купить яиц. Когда нам установили телефон, оказалось, что во всем доме телефон есть только у нас, поэтому все соседи приходили звонить к нам и наш телефон превратился в общественный.

Когда в шестилетнем возрасте я приехал в Японию, меня поразили выкинутые на помойку телевизоры. Ведь в Китае телевизоры только-только стали появляться в семьях, и я подумал: «Почему здесь лежат бесхозные телевизоры? Неужели можно их забрать себе?»

Но к тому времени, когда я пошел в старшие классы, у людей стали появляться холодильники и стиральные машины, телевизоры и автомобили. Появилось даже выражение «дома 10 тысяч юаней» (имевшие более миллиона юаней хозяйства), которое исчезло, когда таких богатых домов стало больше, если я буду перебирать семьи своих друзей, то обязательно найду у каждого какого-нибудь родственника, который живет за границей. Поколение 80-х испытало на себе и бедность и богатство. Видимо поэтому даже став богатыми, мы не можем позволить себе бездумно тратить заработанные деньги.

Именно поэтому люди поколения 80-х и раньше так серьезно настроены по отношению к деньгам и работе. В них очень сильно стремление накопить побольше денег и купить дом, получить хорошую работу и жить, не зная забот.

Поколение 90-х испытало на себе только экономический рост и экономику мыльного пузыря, поэтому у них нет такого бережного отношения к деньгам. Во времена, когда росло поколение 90-х, все регионы побережья преобразились под действием политики открытости, начатой в 1987 году, в китайском обществе одна за другой устанавливались ценности капитализма. Для поколения 90-х стали привычными распространившиеся после 2000 года компьютеры, плоские телевизоры, мобильные телефоны и так далее. Кроме того их родителями стали в основном люди, которым сейчас в районе сорока лет, это поколение на данный момент самое богатое в Китае. Плюс ко всему ребенок у них только один. Детей, рожденных после введения политики «одна семья – один ребенок», называют «маленьким императором», поэтому родители самого богатого слоя населения не жалеют денег на свое единственное чадо.

В последнее время с наступлением вечера перед офисными зданиями в Шанхае выстраиваются в ряд первоклассные машины: Ауди, Мерседесы, Фольксвагены. Поначалу я думал, что это богатые мужчины приезжают забрать на свидание девушек из компаний, но приглядевшись, я понял, что это приезжают встречать своих детей родители поколения 90-х. Это делается не потому, что дорога домой опасна, а потому что они хотят поскорее забрать своих дорогих отпрысков обратно под теплое крылышко.

Изначально в Китае под влиянием конфуцианства сложилась культура, основанная на представлении о том, что родители должны смотреть за детьми, а дети должны почитать родителей, но даже при этом мне кажется, что эти дети уже давно выросли из того возраста, когда о них нужно заботиться.

Популярность молочных смесей для повышения EQ

Кроме того, я думаю, что на детей оказало сильное влияние изменение родителями подходов к воспитанию. Когда я был ребенком, родители наставляли меня: «Учись изо всех сил, поступи в хороший университет, найди хорошую работу и живи в достатке», но сейчас у молодежи уже есть деньги. Поэтому родители говорят своим детям: «Мы хотим, чтобы вы стремились не к деньгам, а жили полной жизнью». Здесь тоже прослеживается аналогичная Японии тенденция замены жесткой системы образования на более упрощенную.

Один из моих друзей открыл учреждение дошкольного образования, он говорил, что в последнее время мамаши чаще отдают своих детей на занятия по развитию воображения и формирования личности, а не занятия с целью получения знаний. То есть образование стремится не к «поднятию уровня IQ», а к «развитию навыков рисования», «повышению усидчивости» и «усилению концентрации».

Такое изменение отражается и на молочных смесях. На большинстве китайских предприятий можно получить максимум четыре месяца декретного отпуска, поэтому дети работающих мам нуждаются в молочных смесях для питания. Фирмы, продающие такие смеси рекламируют составы своего детского питания, в последнее время про самые лучшие смеси они говорят: «Мы включаем в состав необходимые элементы, которые благоприятно повлияют не только на развитие IQ, но и на EQ (Emotional Intelligence Quantity – эмоциональные способности).

С точки зрения профессионального образования, по сравнению с моим временем появилось намного больше возможностей для выбора. И сейчас существует конкурс на поступление в университет, но при этом увеличивается прием в училища, рождается сознание того, что лучше пойти в специальную школу и учиться профессии, связанной с областью искусства. Можно поехать учиться за границу. Ботаники могут продолжать подниматься вверх по лестнице с помощью зубрежки, но и у тех, кто не способен на это, появился альтернативный путь. Примерно в таком ключе происходят изменения.

Судя по тому, что я слышал, из всех старшеклассников, заканчивающих четыре самые крупные школы Шанхая, в среднем только каких-то 27% сдают вступительные экзамены в университет, остальные учащиеся едут учиться за границу, либо поступают по рекомендации в училища.

Поколение 90-х, воспитанное среди таких изменений проявляют повышенный интерес к своим любимым занятиям, образу своей жизни, их чувства отличаются глубиной и разнообразием. С другой стороны их безразличие к деньгам и карьере делает их непригодными на работе, им не хватает внутренних сил. Возможно, влияет замедление темпов экономического роста, в результате чего растет ориентация на стабильность.

Людям поколения 80-х сейчас по 24-33 года, до этого они могли в среднем уже сменить до шести мест работы, но теперь возможностей для перехода в хорошую компанию становится меньше и, видимо, понизится количество переходов. Даже если они продолжали работать на одну фирму, то уже получили повышение и увеличение зарплаты процентов на 20, но сейчас рост зарплат постепенно сокращается. Становится все меньше успешных историй. Ослабляется желание вкладываться в новый бизнес, никто не хочет идти на риски. 

В последние годы сразу после праздника китайского нового года китайские СМИ передают о трудностях на заводах и фабриках, куда не вернулись рабочие после традиционного посещения родных мест на новый год. Раньше, если человек из деревни устраивался на завод в городе, его доход увеличивался в пять раз, поэтому как бы ни была неинтересна его работа, он оставался там в течение хотя бы трех лет, после чего с деньгами возвращался в свою деревню и строил дом. В одной из телепередач я видел репортаж на тему: «Мы подняли зарплату, почему же они не возвращаются?» Слабоволие поколения 90-х распространилось и на сельскую местность.

Где взять силы для смены модели?

Какое влияние может оказать такая молодежь на будущее Китая?

Китай всегда придерживался экономической модели создания трудозатратных производств, и экспорте товаров с добавленной себестоимостью. Однако деревенская молодежь больше не горит желанием работать на этих фабриках, а если будет постепенно усиливаться нехватка рабочих рук, то как китайское правительство сможет сохранить 7%-ные темпы роста, которые обозначил премьер Ли и увеличивать затраты на оплату персонала? Пошатнулись позиции Китая как всемирной фабрики, в результате чего премьер-министр Ли поставил цель «переключиться с модели роста производств, основанных на применении рабочей силы».

И действительно, слабая молодежь находится в слишком комфортных условиях, чтобы стремиться куда-то вверх. Однако у них появилось понимание других ценностей, их подход к общественным проблемам совершенно с другой стороны может на самом деле сыграть роль в смене экономической модели в стране. В особенности это касается сфер, основанных на творческом восприятии, там где необходимо понимание дизайна и искусства, ведь, может быть, они еще не раскрыли свой потенциал.

 

Автор - представитель китайского офиса Yo-ren Limited