Не так давно на берег Северного моря, недалеко от немецкого острова Пельворм, выбросило три осколка старых кораблей, которые до того пролежали на дне моря несколько десятков, а то и сотен лет. В частности, это были останки испанского барка „Ulpiano“, первое путешествие которого под Рождество 1870 года стало и последним – судно попало в шторм и затонуло. Экипаж был спасен лишь спустя два дня.
У одного только северо-фризского побережья с 1600 года было зафиксировано более 800 кораблекрушений, что дает некоторое представление о том, каким большим корабельным кладбищем являются окраинные моря Атлантического океана между Британскими островами и континентальной Европой. Два места в этом районе связаны с кровавой историей ХХ столетия. Они стали настоящими символами немецких катастроф.
Одним из этих мест является британская военно-морская база Скапа-Флоу на Оркнейских островах, где в 1919 году затонул бывший императорский морской флот. Вторым кладбищем немецких кораблей стали несколько маленьких портов между северо-западным побережьем Шотландии и восточным побережьем Ирландии, где союзники с ноября 1945 по февраль 1946 затопили несколько подводных лодок Гитлера. Операция вошла в анналы под кодовым названием «Дэдлайт».
Читайте также: Рекорды немецкого подводного флота
Новый тип супер-подлодок
Хотя во второй половине 1943 года стало уже понятно, что немецкий подводный флот проиграл битву в Атлантике, немецкое командование продолжало отправлять в этот район все новые и новые силы. Их задача заключалась в отвлечении максимально возможного количества самолетов и кораблей союзников, хотя это и было связано с колоссальными потерями. В 1943 году были потоплены 287, а в 1944-м - 153 немецких корабля, а их общее водоизмещение достигло пяти миллионов тонн. А в 1942 году это количество и вовсе превысило восемь миллионов.
В то время как союзники упражнялись в выслеживании немецких подлодок с помощью радаров, самолетов и водных бомбометов и спускали на воду все новые и новые быстроходные грузовые суда, немцы сделали ставку на техническое совершенствование. Они оснащали свои суда шноркелями, самонаводящимися торпедами и ультразвуковыми гидролокаторами. Но важнее всего было то, что они разработали оружейную систему типа XXI, обладавшую потенциалом для превращения в чудо-оружие.
Бомбардировки, недостаток материалов и проблемы с подготовкой личного состава, однако, привели к тому, что первые подлодки типа XXI были построены лишь в 1945 году. Они имели новейшие аккумуляторы и мощные электромоторы, благодаря которым стали возможны дальние подводные броски, а скорость под водой превысила скорость в надводном положении.
Также по теме: Самые необычные танки Второй мировой войны
Приказ к началу операции «Регенбоген»
После войны некоторые командующие подлодками рассказывали, что им удавалось в последние дни войны проплывать незамеченными под крупными соединениями британского флота. Подлодки серии XXI считаются первыми «настоящими» подлодками, пошедшими в серийное производство. По их образцу были построены первые послевоенные подлодки.
30 апреля, в день, когда Гитлер покончил с собой в своем бункере в Берлине, адмирал Карл Дёнитц, ставший наследником фюрера на посту Рейхсканцелярии, отдал приказ к началу операции «Регенбоген», в соответствии с которой все остававшиеся на ходу суда Третьего рейха должны были быть затоплены, чтобы им «не пришлось капитулировать перед врагом», как завещал Гитлер. Четыре дня спустя Дёнитц отменил, однако, собственный приказ, чтобы не подвергать опасности срыва уже начавшиеся переговоры с союзниками о капитуляции.
Многие капитаны, однако, проигнорировали отзыв приказа о затоплении. Таким образом, ко дну пошли около 220 подводных лодок. Несмотря на то, что ситуация складывалась до крайности драматично, членам экипажа в большинстве случаев удалось спастись.
«Чувство облегчения»
На одном сайте ветеранов войны написано: «Все усилия остались тщетными; толща морской воды накрыла все надежды, которые до последнего момента были связаны с подлодками. Экипажи чувствовали себя беззащитными перед своей печальной судьбой. Но все одновременно испытывали чувство облегчения и благодарности, потому что это значило, что им удалось спастись и выжить».
Читайте также: Брутальные кузницы кадров Гитлера
Но почти 150 немецких подлодок все же достались победителям. Около 30 были взяты союзниками на вооружение и переправлены, в частности, в Аргентину. А в конце октября специальная комиссия, составленная из представителей США, Великобритании и Советского Союза, приняла решение, что остальные подводные суда подлежали «немедленному уничтожению».
Местом проведения операции «Дэдлайт» был выбран район в ста с небольшим морских милях к северо-западу от Ирландии. Глубина в этом месте должна была составлять не менее ста метров. Операция должна была быть окончена не позднее середины февраля 1946 года.
Мишени для корабельной артиллерии
Начиная с 25 ноября, оставшиеся на плаву 116 подводных лодок Третьего рейха были разделены на несколько групп и отбуксированы в открытое море. Многие подлодки, однако, затонули уже по пути к своему последнему пристанищу, попав в сильный шторм. Остальные были превращены в мишени для британских и польских крейсеров и эсминцев. 12 февраля 1946 года, за три дня до крайнего срока для окончания операции, ко дну пошла последняя подлодка U-3514.
В отличие от немецкого побережья Северного моря, в этом районе Атлантики не было случаев всплытия затонувших кораблей. Поэтому этим местам выше Северного пролива не пришлось пережить наплыв туристов из числа ветеранов войны. Однако по-прежнему находятся активисты, лелеющие мечту о поиске и подъеме затопленных кораблей на поверхность. К тому же антимагнитные свойства стали, из которой построены подлодки, все еще привлекают подобного рода «энтузиастов».