Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Война с олигархами - одно из самых важных сражений за будущее, за облик государства Израиль. Если именно Яир Лапид, который при ином раскладе мог бы считаться союзником олигархических кругов, преуспеет в этом сражении, его имя будет вписано золотыми буквами в социально-экономическую историю страны. Движение социального протеста, безусловно, может помочь ему в этой борьбе. И мы уже наблюдает некоторые результаты этого взаимодействия.
Сложно точно определить тот момент, когда именно Израиль стал настоящим раем для небольшой группы владельцев крупного капитала. Но одно совершенно ясно: все это не произошло само по себе, в ходе некоего естественного развития событий, характеризующего свободный рынок. Уж точно не в Израиле. Есть те, кто помог этим людям - аккумулировать в своих руках огромные средства. У этих людей есть имена, адреса, банковские счета. Эти люди управляют рынком не в соответствии с международными стандартами, а в соответствии с местными правилами: деньги идут к деньгам; тот, у кого есть деньги, хочет еще; с помощью денег он получает еще больше денег.
Термин «свинский капитализм» - большая ложь. Поскольку речь не идет о некоей противоположности централизованной экономической модели с национализацией крупной собственности. По этим временам никто не скучает. Речь идет о централизованной модели иного сорта: маленькая группа, находящаяся в теснейшей связи с банками, в которых хранятся сбережения граждан, политики и чиновники, которые отвечают за сохранность наших денег.
Эта группа не заботится о нашем благополучии. Отнюдь. Она работает сама на себя. Олигархический режим вовсе не является неизбежным продуктом капиталистической системы экономики. Он часть израильской истории. Не лучшая ее часть.
Этот режим имеет глубокие корни в мапаевских временах, в системе управления, которая главенствовала в тот период. Эта система ненавидела внятные определения, касающиеся облика государства – во всем, что касается военно-политической сферы. Но и в том, что касается взаимоотношений религии и государства. И в социально-экономической сфере.
Начало всей этой сборной солянке было положено в первые дни существования государства. Однако в последние годы эта система обрела чудовищные формы, и такое маленькое государство, как наше, не в состоянии сосуществовать с ней. Поговорка, превратившаяся в расхожее клише, гласит: «Если кто-то должен банку тысячу шекелей, - это его проблема. Если кто-то должен банку миллионы, - это проблема банка». Иными словами, наша проблема. Тех, кто должен банку одну, две или десять тысяч шекелей.
Но израильская система еще более изощренная. Поскольку властные структуры, контролирующие большие деньги, тесно связаны финансовыми, политическими, социальными и юридическими узами, проблема должников-миллиардеров становится проблемой всей властной элиты. Крушение того или иного олигарха угрожает целым социальным структурам на самой верхушке иерархической пирамиды. Крушение олигархов угрожает банкам, тем, кто формирует государственный бюджет, а также тысячам семей, которые стали зависимыми от олигархов и банков.