Как и ожидалось, после весьма спокойной предвыборной кампании более трех миллионов парагвайцев организованно направились на избирательные участки, чтобы выбрать главу государства на ближайшие четыре года. И это неудивительно, тем более что глава миссии наблюдателей Организации американских государства, бывший президент Коста-Рики и лауреат Нобелевской премии Оскар Ариас (Oscar Arias), выразил предположение, что выборы будут образцовыми. После свержения диктатуры Альфредо Стресснера в 1989 году это были шестые свободные выборы.
Работа администрации президента Франсиско Франко (Francisco Franco), либерала, которому помогал его министр иностранных дел Хосе Фернандес Эстигаррибия (José Fernández Estigarribia) была безупречной. Все происходило в рамках действующего законодательства, а это самое лучшая характеристика для избирательного процесса. Действительно, недавние выборы в Парагвае были прозрачными, в них приняло участие около 70% граждан, имевших право голоса, и около 300 международных наблюдателей.
С июня прошлого года членство Парагвая в Южноамериканском общем рынке (Mercosur) и Союзе южноамериканских государств (Unasur) было приостановлено под предлогом того, что Парламент страны сместил с поста президента Фернандо Луго (Fernando Lugo), бывшего епископа, дискредитировавшего себя рядом неблаговидных поступков и неэффективно исполнявшим свои должностные обязанности.
Истинной причиной приостановления членства Парагвая было стремление принять Венесуэлу в обе организации. Парагвай блокировал это решение, заявляя, что Венесуэла прекратила быть демократической страной. Пытаясь объяснить необъяснимое, президент Уругвая Хосе Мухика (José Mujica) произнес ту злополучную фразу, невольно обобщив в ней все произошедшее: «Политический аспект имеет приоритет над юридическим».
Орасио Картес (Horacio Cartes), кандидат от правоцентристской Партии Колорадо, одержал победу на выборах, получив 45,8% голосов; после него идет Эфраин Алегре (Efraín Alegre) из Либеральной партии, набравший 36,94% голосов. Вместе они получили более 82% всех голосов. Таким образом, парагвайские левые понесли серьезное поражение.
Телеведущий Марио Феррейро (Mario Ferreiro) набрал всего лишь 5%, а Фронт Гуасу (Frente Guasú), от которого на должность сенатора баллотировался бывший епископ Фернандо Луго, получил всего-навсего 3% голосов.
Если в ходе выборов позиции либералов и пошатнулись, то это скорее вызвано тем, что в свое время они позволили Фернандо Луго придти к власти, а вовсе не тем, что они отрешили его от должности ввиду совершенной недееспособности и огромного количества проблем личного характера, столь же неожиданных, сколь и неприятных.
Таким образом, перед Партией Колорадо открывается возможность придти к власти и модернизировать Парагвай, покончив с тяжелым наследием прошлого, выдвинув на руководящие должности представителей нового поколения. Для этого потребуется усилить контроль, чтобы предотвратить коррупцию. Картес является известным бизнесменом, в активе которого есть успехи, но также и сомнительные эпизоды. Если он хочет быть успешным, то ему придется забыть о своих личных интересах и править страной в интересах всех. В области внешней политики новая администрация Парагвая наверняка возьмет курс на сближение с Чили, Колумбией и Перу, то есть, с теми странами континента, в которых отмечены самые высокие показатели экономического роста. В свою очередь, это может помочь придать стабильность работе региональных организаций.
Остается пронаблюдать, как изменится деятельность Unasur после того, как в его ряды вернется Парагвай. Не так-то просто будет сподвигнуть эту страну делать то, чего она не желает, ни проводить ту политику, которую она не одобряет. Не только в силу своих убеждений, но также по результатам недружелюбного обращения со стороны соседних стран.
Президент Аргентины, несмотря на то, что она является полным политическим антиподом Картеса, на этот раз поспешила поздравить, как полагается, явного победителя недавних президентских выборов в Парагвае.
-------------
Комментарии читателей:
fenelon
Как это так получилось, что бизнесмен, никогда не принимавший участия в выборах, сидевший в тюрьме за уклонение от уплаты налогов, который отстрелил бы себе гениталии, если бы его сын был гомосексуалистом, имевший проблемы с органами правосудия Бразилии из-за контрабанды табачных изделий, вдруг становится обнадеживающим явлением в Парагвае? Как можно утверждать, что для Парагвая хуже было избрание Луго, чем сомнительное отрешение от должности бывшего президента, в результате которого перед парагвайским народом закрылись двери Mercosur и Unasur? Эта редакционная статья по меньшей мере безответственная.