Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бомбы испытывают прочность американского «плавильного котла»

© РИА Новости Лариса Саенко Место, где в перестрелке погиб полицейский Шон Коллиер. Кембридж, кампус MIT, перекресток Мэйн-стрит и Вэссер
Место, где в перестрелке погиб полицейский Шон Коллиер. Кембридж, кампус MIT, перекресток Мэйн-стрит и Вэссер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Братья нанесли еще один удар по американской концепции великой страны, которая благодаря своему «плавильному котлу» объединила людей всех национальностей, говорящих с разными акцентами и имеющих различный жизненный опыт. США переживают непростые времена. Частично это происходит из-за того, что нация становится более многообразной как раз в тот момент, когда некоторые из объединяющих сил ослабли.

На прошлой неделе «плавильный котел» встретился с бомбой в скороварке.

Взрывы на Бостонском марафоне, устроенные, как предполагается, братьями чеченского происхождения, один из которых был гражданином США, а другой – легализовавшимся иммигрантом, не просто пролили свет на феномен «домашнего» терорризма.

Братья нанесли еще один удар по американской концепции великой страны, которая благодаря своему «плавильному котлу» объединила людей всех национальностей, говорящих с разными акцентами и имеющих различный жизненный опыт.

В конце концов видение США как «плавильного котла» выстоит, потому что оно остается фундаментальным для самой идеи Америки. И все же из-за того, что взрывы прогремели тогда, когда в конгрессе обсуждалось важнейшее изменение иммиграционных законов, в то время когда лицо Америки так быстро меняется, этой идее придется пройти через небольшой стресс-тест. А политикам, верящим в нее, придется встать на ее защиту.

Именно это президент Обама – олицетворение американского плюрализма – имел в виду, когда выступал поздно вечером в пятницу несколько минут спустя после того, как один из террористов был пойман. Его слова в неразберихе того момента не получили особого внимания, однако они относятся именно к вопросу о том, устоит ли в данной ситуации одна из определяющих американское общество черт - гостеприимность.

Место теракта в Бостоне


Читайте также: Теракт в Бостоне изменил Америку

«В конце концов, Америка - величайшая нация в мире, а Бостон – прекрасныейший из городов потому, что мы принимаем людей со всего света – людей всех вероисповеданий, национальностей, с любого уголка планеты. Поэтому, пока мы продолжаем изучать, как и почему это (теракты) произошло, давайте сохраним этот дух», - сказал Обама.

В других местах эта идея исытывает трудности. Ирак, Афганистан и Сирия пытаются выжить в качестве государств, состоящих из различных этнических и религиозных групп. Балканы стали – ну, так сказать – «балканизированными». Даже в Европе идея о том, что страны «первого мира» на континенте могут стать более объединенными, столкнулась с вызванными экономическими трудностями препятствиями.

США также переживают непростые времена. Частично это происходит из-за того, что нация становится более многообразной как раз в тот момент, когда некоторые из объединяющих сил ослабли.

За десятилетие с переписи 2000 года и до 2010, к примеру, доля белого населения снизилась с 69% до 64%. Более половины прироста населения в стране в этот период произошло за счет увеличения латиноамериканского населения. Оно выросло на 43%, сообщает Бюро переписи США.

Также по теме: Кто придумал название «Соединенные Штаты Америки»?

В то же время важные социальные изменения ослабили некоторые связующие силы. Приведем несколько примеров. Среди тех, кто взрослел во времена Второй мировой войны и первые годы холодной войны, практически повсеместная военная служба создала связи – отношения между людьми разных этнических и социоэкономических групп, заставляя их – особенно после того, как сегрегация в вооруженных силах была отменена – жить вместе и понимать друг друга.

Сейчас гораздо меньше американцев служат в армии, и делают они это по собственному желанию. В результате количество ветеранов в США сократилось с 28,5 миллиона в 1980-м году до 21,5 миллионов в 2012-м.

Не так давно у нас существовало три телевизонных канала, которые создавали объединяющее культурное пространство для большинства американцев.

Сейчас медиа среда развивается как в развлекательном секторе, так и в новостном. Человек может уютно «устроиться» в одном из сотен каналов сектора и оставаться там, не замечая других.

Магазин оружия в США


Американская религиозная среда также стала менее объединяющей. Между 1990-м и 2008-м годами (это последний год, по которому на данный момент имеется информация), количество  людей, идентифицирующих себя в качестве христиан, выросло на 15%. В то же время мусульманское население, хоть оно и продолжает составлять лишь крошечную долю от общего населения, выросло на 155%, а буддистов стало почти в три раза больше.

Читайте также: США и международная преступность - ненаписанная история

В то же время Исследовательский центр Pew обнаружил, что люди, которые не относят себя к какой-либо религии, теперь составляют почти 20% от всего населения. Это не означает, что у них нет религиозных верований – это лишь значит, что у них нет объединяющего опыта  принадлежности к какому-то конкретному религиозному сообществу.

Подобные изменения пугают многих американцев, особенно в такие моменты, как сейчас. Важно напомнить им о других важных преимуществах плюралистического общества.

К примеру, центр «Партнерство ради новой американской экономики» ( The Partnership for a New American Economy) сообщает, что более 40% из 500 компаний в списке Fortune 2010 года были основаны иммигрантами или их детями, а у 25% фирм в сфере высоких технологий, основанных с 1995 по 2005 года, был по меньше мере один учредитель иммигрант.

В прошлом году президентская гонка развернулась между афроамериканцем и мормоном, а в следующей могут принять участие женщина, латиноамериканец и кандидат индийского происхождения.

Продуктами многообразия стали Тайгер Вудс, Рианна и Йо-Йо Ма, а около трети всех американских лауреатов Нобелевской премии были рождены за пределами США.

Ни одна другая страна не может похвастаться подобными достижениями, и об этом нельзя забывать в такие моменты, как сейчас.