Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня ислам и иудаизм считаются антиподами. В средневековой Испании они, напротив, создали цивилизацию, которая могла бы уже в то время обеспечить Европе научный прогресс. Научные достижения мирового уровня того времени частично еще и сегодня узнаваемы по арабскому префиксу «аль» в названиях некоторых областей знаний и отдельных веществ. Например, алгебра, алхимия и алкоголь.

Недавно пакистанский физик-атомщик Первез Худбхой (Pervez Hoodbhoy) напугал западных специалистов по исламу  провокационным тезисом: он утверждает, что мусульманские общества потерпели коллективное фиаско. В качестве обоснования этот имеющий международную известность ученый привел тот факт, что мусульмане вот уже в течение тысячи лет не сделали ни одного сколько-нибудь значимого открытия. По его мнению, современные мусульманские фанатики в своем мышлении застряли в XII веке.

Если бы. Как раз тогда одна страна, относящаяся сегодня к западному миру, представляла собой обратный пример – Испания. В ее южной части вплоть до XII столетия еще процветала культура знания, относившаяся к высочайшему мировому уровню. Более того: эту культура была основана на сотрудничестве двух мировых религий, которые сегодня считаются антиподами: ислама и иудейства. Закат Аль-Андалуса, как местные жители называли мавританскую Испанию,  был связан с реконкистой. В ходе христианского завоевания и возвращения ранее потерянных территорий прекратил существование и «золотой век».

Именно исламу Иберийский полуостров обязан тем, что этот «золотой век» смог возникнуть в 711 году. С территории Африки воины Бога начали свою борьбу против христианских вестготов, обосновавшихся на развалинах империи. Однако это продолжалось недолго, и вскоре они сами попали в подчиненное положение. Но в результате и евреи были освобождены от тяжелого гнета, навязанного им ранее германцами.

На поместных соборах в Толедо в период с 589 года по 694-й год короли вестготов издали несколько законов, нацеленных на постепенное изгнание живших тогда на территории их империи иудеев: сначала были запрещены смешанные браки с христианами, затем были введены высокие «еврейские налоги», которые были обязана платить еврейские торговцы, и, наконец, получило распространение обращение взрослых иудеев в рабство, а детей у них отбирали для того, чтобы воспитывать их в христианской вере.

Алгебра, алхимия, алкоголь

Поэтому не удивительно, что многие иудеи приветствовали мусульманских завоевателей в начале VIII столетия как своих освободителей и во многих местах оказывали им поддержку. Аль-Андалус вскоре превратился в центр мусульманской и иудейской учености. Подвергавшиеся преследованию евреи из всей Европы, а также из Северной Африки переселялись в то время на Иберийский полуостров.

Научные достижения мирового уровня того времени, часто основанные на античных греческих трудах в таких областях, как астрономия, математика, философия, химия и медицина, частично еще и сегодня узнаваемы по арабскому префиксу «аль» в названиях некоторых областей знаний и отдельных веществ. Например, алгебра, алхимия и алкоголь.

Особенно основанный Адб-ар Рахманом III Кордовский халифат, существовавший с 929 года по 1031 год знаменует собой плодотворную эпоху «золотого века» в Аль-Андалусе. Американский историк Дэвид Леверинг (David Levering) в своей книге «Горнило Бога» (God’s Crucible) даже утверждает, что династия Омейядов воплощала собой истинное наследие закатившейся, но в научном отношении высокоразвитой римской империи. 

Эти Омейяды в 750-м году на севере Ирака были почти полностью разбиты их внутримусульманскими противниками Аббасидами, однако с 756 по 1031 год уже в Аль-Андалусе они смогли создать и расширить сначала эмират, а затем и халифат в качестве последних опорных пунктов своей власти. Победоносные Аббасиды, правившие из Багдада Востоком как халифы, вели себя с наукой подобным же образом. Они руководствовались принципом: «Чернила ученых более святы, чем кровь мучеников». Этот девиз сегодняшние религиозные фанатики, судя по всему, забыли.

Против мрака средневековья


Образованных жителей Аль-Андалуса, из 7 миллионов которых в 1000 году, вероятно, 5 миллионов составляли обращенные в ислам христиане, Леверинг противопоставляет проживавшим на севере христианским варварам, которые после развала западно-римской империи опустошали Европу. Если бы франки не остановили продвижение мусульман, они смогли бы еще раньше провести Европу через период средневекового мрака.

Однако этот образ «блестящего сада» (Генрих Гейне) интеллектуальной свободы содержит в себе противоречия. Так, религиозная терпимость исламского мира всегда означала: терпимость только после порабощения. По мнению британского историка Бернарда Льюиса (Bernard Lewis), это означало введение более высоких налогов для христиан и иудеев, а также визуальная дискриминация - в частности, ношение пояса зуннар.

Историк Николас Ясперт (Nikolas Jaspert) также критикует миф о процветающем, мирном и толерантном Аль-Андалусе. Так, например, вторгшиеся в XII веке с территории Северной Африки в Аль-Андалус строгие последователи мусульманской веры альмохады сожгли большое количество книг. Произведения крупных ученых из Кордовы, в том числе мусульманина Ибн Рушда и иудея Мусы ибн Маймуна, известных сегодня под именами Аверроэс и Маймонид, постигла такая же судьба. Оба эти человека, бывшие одновременно философами и врачами, воплощают собой период расцвета мусульманско-иудейской высокой культуры в Аль-Андалусе. Они вынуждены были покинуть Иберийский полуостров, спасаясь от преследований со стороны берберских  «приверженцев единого Бога».

Маймонид избежал насильственного обращения в другую веру под давлением фанатиков, поскольку он бежал в Египет. Аверроэс, намеревавшийся дать исламу «науку в чистом и законченном виде» и переводивший труды Аристотеля на арабский язык, в преклонном возрасте вынужден был перебраться в Северную Африку, и умер он в 1198 году в Марракеше. Возможно, именно с его смертью и начинается тот самый мрак, о котором с сожалением говорит Первез Худбхой.

Огнем инквизиции


При этом реконкиста, христианское освобождение Иберийского полуострова, в это время уже шла полным ходом. Христианские богачи становились все более сильными и в течение нескольких веков постоянно вытесняли мусульман. В конечном итоге в 1492 году над Кордовой вновь был воздвигнут крест, что произошло спустя 781 год после того, как бербер Тарик ибн Зияд напал на вестготов. После десятилетней осады крепости Альгамбра последний эмир Гранады сдался на милость кастильско-арагонской королевской четы в лице Фердинанда I и Изабеллы II.

Мусульмане и иудеи вынуждены были покинуть католические империи Кастилии и Арагона или принять христианскую веру. Христианский террор инквизиции при великом инквизиторе Томасе де Торквемада получил, вероятно, самое широкое распространение. Особенно страдали от этого перешедшие в христианство иудеи. Многие из них были сожжены во время так называемых аутодафе, поскольку их подозревали в том, что они продолжали исповедовать веру своих предков.

После завершения реконкисты у Кастилии и Арагона освободились денежные средства и ресурсы для того, чтобы осуществить поворотный момент в мировой истории - плавание Христофора Колумба в Индию, которое неожиданным образом закончилось в Америке. А обращенные в христианство мусульмане, которых называли морисками, в конечном итоге были изгнаны в Северную Африку. Об этом в 1609 году сообщил Папе в Риме король Филипп III: христианское дело завершено и неверные побеждены в Испании – это был религиозно-фанатический акт, окончательно похоронивший многовековую культуру знания.