В феврале этого года российский президент Путин объявил об ориентации России на Восток в своем докладе о направлении внешней политики старны. Также он дал понять, что глобальный центр политики и экономики перемещается с Запада в Азиатско-Тихоокеанский регион. В том же документе речь идет и о поддержке динамики в отношениях с Японией, о поиске возможных мер приемлемого решения проблемного вопроса между странами.
Во время своего премьерства Путин обмолвился, что в вопросе Северных территорий возможна ничья «хикивакэ». Вновь став президентом, Путин не забыл своих слов, поэтому в российско-японских отношениях можно ожидать значительный прогресс. Визит премьера Японии Абэ в Россию, планируемый на конец этого месяца, станет первым официальным визитом главы Японии после десятилетнего перерыва, но, возможно, отталкиваясь от темы заключения мирного договора, он послужит отправной точкой для преображения отношений между странами.
Вместе с несколькими специалистами я продолжаю заниматься исследованием современной России, которую еще называют «Путин-2», а также возможных вариантов развития отношениями между странами. Я хотел бы представить результаты своего исследования и поразмышлять о будущем российско-японских отношений.
Начнем с текущей ситуации в политике Путина. Прошел один год после возвращения его к власти; недовольства, вызванные перестановками в тандеме с бывшим президентом и нынешним премьером Медведевым, угасли; выбранное направление в политике завоевало поддержку примерно 60% населения, - таким образом ситуация стабилизировалась. Роль президента в принятии решений повысилась, поддержка премьер-министра Медведева в кабинете министров, напротив, сократилась. Появились разговоры о возможной смене премьер-министра по причине разросшейся коррупции и замедления темпов экономического роста.
Нет ничего случайного в том, что премьер-министр Абэ едет с визитом в Россию и Саудовскую Аравию. Страны - экспортеры нефти - охвачены переживаниями по поводу сланцевой революции, которая началась в Америке. Ведь разработка этого нетрадиционного дешевого вида газа способна повлиять не только на мировую экономику, но и на политику и безопасность.
Россия со своей высокой степенью зависимости от энергетических ресурсов, столкнувшись со спадом в европейской экономике, пересматривает стратегию энергетического экспорта, работая в направлении ухода от такой зависимости, диверсификации и модернизации экономики в качестве основной задачи.
Экономическая политика страны как таковая требует пересмотра. Такие беспокойства разделяют члены комитета по энергетике, а также глава госкорпорации «Роснефть» Игорь Сечин, которого также называют «премьер-министром» в виду его повышающегося значения.
Такая ситуация повлияла на смену ориентиров в политике России, а именно «поворот от Запада к Азии». Это значит, что Россия планирует участвовать в экономике Восточной Азии, которая становится центром мировой экономики, и собирается выходить в Азиатско-Тихоокеанский регион за счет развития Дальнего Востока и Сибири. После развала СССР из этих регионов продолжает уезжать население, сейчас на Дальнем Востоке проживает 6,2 миллиона человек, это всего лишь 5% населения России. Саммит АПЭК в сентябре прошлого года, местом проведения которого был выбран Владивосток, отражает стремление России сделать из этого города новое «окно в Азию» и вторую экономическую столицу.
Если говорить с более прагматической точки зрения, развитие Дальневосточного региона потребует немалых затрат, например, на строительство газопровода длиной в тысячи километров. Но этого не было бы, если б не существовало другой логики, которая рассматривает регион с позиций безопасности.
С точки зрения безопасности все не так просто в отношениях с экономической супердержавой Китаем, который продолжает стремительно развиваться, и для которого отношения с Россией важны настолько, что лидер Китая Си Цзиньпин выбрал именно Россию для своего первого визита в марте этого года после утверждения в новой должности. Россия обозначила, что допускает превентивное использование ядерного оружия, провела реорганизацию вооруженных сил, усилила северный и дальневосточный флот, не упуская из вида действия со стороны Китая.
С экономической точки зрения Россия ведет себя пассивно во взаимодействии с важными для Китая государствами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Соглашением о свободной торговле, а из уст Путина звучат призывы к созданию Евразийского союза, который бы охватил еще больший регион. Здесь также просматривается недоверие к Китаю. Сам Китай активно заинтересовался разработкой сланцевого газа, в результате чего появился риск, что Россия, служившая Китаю сырьевой базой, может остаться за бортом.
В условиях смены курса от Европы к Азии, развития Дальнего Востока, изменениях в отношениях с Китаем открываются новые возможности для российско-японских отношений.
Последствия Великого восточно-японского землетрясения заставили Японию искать альтернативные источники энергии, что совпало с политикой развития на Восток и интересами энергетической промышленности России. Этим можно объяснить быстроту реакции дуэта Путина и Сечина с поставками сжиженного природного газа (СПГ) во время энергетического кризиса, в котором оказалась Восточная Япония два года назад. То есть, получается, что именно трагедия в Фукусиме послужила поводом для перезагрузки российско-японских отношений.
Российская нефть и газ, на которые сейчас приходится почти 10% энергетического рынка Японии, также приносят выгоду Японии, которая хочет уйти от зависимости от стран Ближнего Востока. Япония должна расширить круг обсуждения вопросов энергетической безопасности с Россией до уровня Восточной Азии, включая и Южную Корею, которая тоже импортирует российский СПГ. Естественно, должны рассматриваться и поставки газа через трубопровод, что дешевле СПГ, а также варианты новых энергосистем.
Россия рассматривает уход от зависимости от экспорта сырья в своей экономической модели, уделяя внимание другим сферам, таким, как информационные технологии, нано-технологии, медицина, экономия энергии, сельское хозяйство, атомная энергетика, по которым растут ожидания и от сотрудничества с Японией. В глобально экономическом плане также повышается роль России в качестве транспортного коридора между Востоком и Западом за счет Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали.
Желание России сотрудничать с Японией в сфере экономических инноваций обозначил прошлой осенью доклад о российско-японских взаимоотношениях Совета по международным отношениям на тему необходимости существенных преобразований в отношениях между странами. Серьезно изучается даже идея профессионала во внешней политике Тренина, который предложил решение проблемы Северных территорий в течение 50 лет. В Москве начались обсуждения вопроса российско-японских отношений, который практически не затрагивался со времен Горбачева.
Если рассматривать дальнейшее развитие, то, возможно, после визита премьера Абэ в Россию будет открыта новая страница в российско-японских отношениях. Я хотел бы рассмотреть несколько дальнейших шагов в преддверии изменений.
Во-первых, между Россией и Японией произошло сокращение обменов, нехватка человеческих ресурсов, серьезно понизилось взаимное доверие. Международная дипломатия - это те же связи между обычными людьми. Можно отдать распоряжение активизировать взаимодействие между регионами на уровне парламента. Но это не значит, что в стране найдется достаточно кадров, даже если компании пойдут на решение вопросов с Россией, так как специалистов, владеющих русским языком, не хватает, сокращены образовательные программы, связанные с Россией, в университетах и школах.
В России также пока еще не выросло поколение, рассматривающее Японию с глобальной точки зрения. Но даже при этом в Москве и на Дальнем Востоке идет подготовка новых специалистов. Меня удивили студенты московского университета, возразившие мне на японском в во время обсуждения вопроса Северных территорий в марте этого года. Несмотря на то, что в Японии происходит возрождение идей о взаимодействии стран побережья Японского моря, до сих пор не восстановлено прямое авиасообщение между городом Ниигата, который находится на Японском море, и дальневосточным регионом России.
Во-вторых, крайне чувствительный вопрос заключения мирного договора, который включает в себя решение проблемы северных территорий, должен рассматриваться вкупе с вопросами сотрудничества с Японией по модернизации и диверсификации экономики, сокращению потребления электроэнергии и экологии, на которое рассчитывает Россия.
Для заключения мирного договора необходимо совмещение понятий исторического признания между странами. По этому вопросу проходит Российско-японский исторический диалог под руководством ректора МГИМО А. Торкунова и ректора Университета Кумамото М. Иокибэ. Один из участников диалога считает, что «различия в понимании интересны», поэтому здесь можно надеяться на уход от исторических проблем, которые существуют между Японией и Китаем и Японией и Кореей.
В любом случае необходимо обсуждение стереотипов, зародившихся в обстановке холодной войны. Они связаны с возникшим под занавес Второй мировой войны образом врага в лице Японии, хотя по сути страны не противостояли друг другу на протяжении двух мировых войн. Помимо этого, необходим сбалансированный подход к истории, например, учитывающий времена торговых отношений между Россией и Японией 100 лет назад, когда в городе Урасио (Владивостоке) проживало несколько тысяч японцев.
В-третьих, решение в вопросах внешней политики России в итоге остается за президентом. Из чего следует, что решающую роль будут играть личные отношения с президентом Путиным. Здесь остается рассчитывать только на премьер-министра Абэ, который направляется в Россию для прямого диалога с президентом. Также необходимо углубление взаимодействия на уровне вопросов безопасности и правительств.
Автор – профессор Университета Хосэй, родился в 1948 году. Закончил докторантуру Токийского университета. Специальность – сравнительная политика и политика России.