Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Банк нужен, но до определенной степени

По мнению Папы Франциска, бюрократические структуры должны только «помогать». Реформы и секретные счета

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Римская курия, декастерии, конгрегации и папские советы необходимы, чтобы машина церкви работала. Но по мнению Папы, есть определенный предел их деятельности: эти структуры должны быть «вспомогательными» и не более того. Если бюрократия возьмет верх, то это конец.

Как и другие  бюрократические структуры, Институт религиозных дел (Ior), выполняющий функции банка Ватикана, необходим, но только до определенной степени. Впервые после его избрания 13 марта этого года Папа Франциск упомянул банк Ватикана. Это животрепещущая проблема, но в основном для средств массовой информации, которые тщетно ждали ее освещения в течение сорока дней. Бергольо, наконец, заговорил на эту тему, но обсуждал ее не с кардиналами  в зале апостольского дворца или во время особой аудиенции. Как все чаще случается, он предпочел сделать это в камерной обстановке небольшой капеллы Святой Марты во время ставшей уже привычной утренней мессы в семь часов утра. «Когда церковь становится бюрократическим учреждением, она начинает терять свою основную сущность. Она рискует превратиться в одну из общественных организаций», - предупредил Папа во время гомилии перед аудиторией, представленной также и служащими банка. Франциск извинился, что ссылается на их место работы. Это не новая тема для аргентинского понтифика. Уже во время первой проповеди  в качестве епископа Рима перед кардиналами-выборщиками в Сикстинской капелле, на следующий день после его первого появления в белой сутане в ложе благословений, Бергольо предупреждал о риске превращения церкви в «милосердную» общественную организацию.

Читайте также: Нелегкая задача Папы

Римская курия, декастерии, конгрегации и папские советы необходимы, чтобы машина церкви работала. Но по мнению Папы, есть определенный предел их деятельности: эти структуры должны быть «вспомогательными» и не более того. Франциск сказал: «Церковь представляет собой историю любви, в которой каждый из нас является звеном в цепи любви. Если мы этого не понимаем, то мы не понимаем и того, что такое церковь». Если бюрократия возьмет верх, то это конец. Он добавил: «Несчастная церковь станет общественной организацией, а это не тот путь, который ей предназначен». Франциск цитирует Сталина, который спросил, как велика армия Папы. «Наш институт растет не благодаря военным, но усилиями Святого Духа». Нужно внимательно относиться к процессу роста христианского сообщества и увеличению числа последователей христианства: «Это дело хорошее, но оно может подтолкнуть к заключению договоров по увеличению числа сторонников». «А между тем, - напоминает понтифик-иезуит, - церковь — это другое. Иисус выбрал трудную дорогу, дорогу Креста, дорогу преследований».  Позднее, во время общей многотысячной  аудиенции Франциск еще раз повторил: «Особенно сейчас, в эти кризисные времена, мы не должны замыкаться в себе, скрывая духовные и материальные богатства, но должны продемонстрировать свою открытость и солидарность». Он еще раз напомнил о том, что сущность церкви заключается в ее духовной миссии, во внимательном отношении к своим ближним: «Христианин, который замыкается в себе, скрывая то, что Бог ему даровал, - это не настоящий христианин».

Также по теме: Сократите штаты курии или церковь погибнет от Vatileaks

«Хватит секретных счетов»


Будущее Института религиозных дел, оказавшегося в центре скандалов на протяжении четырех десятилетий, было темой обсуждения во время общих конгрегаций, предшествовавших конклаву. Некоторые, как архиепископ Сан-Паулу и член комиссии по контролю за деятельностью банка кардинал Одилиу Педру Шерер, защищали роль Института религиозных дел, другие, как нигерийский кардинал Джон Олорунфеми Онаийекан,  требовали его закрытия и сообщали свою точку зрения представителям средств массовой информации. Высказывал гипотезу о закрытия банка и влиятельный архиепископ Вены  Кристоф Шенборм, который говорил о возможности заключить договор с народным этическим банком (banca etica). Часть кардиналов, желающих сделать прозрачной работу финансового института, требовали покончить с секретными счетами. Франциск по своему обыкновению слушает и размышляет. Он не принимает скоропалительных решений. Он самостоятельно делает шаг за шагом, советуясь с немногочисленными избранными людьми. Так он поступил, создав комиссию советников, как определил ее австралийский кардинал Джордж Пелл, которая призвана оказывать ему помощь в управлению универсальной церковью и в реформе апостольской конституции «Pastor Bonus» (Пастырь Добрый), определяющей жизнь Римской курии. Одному из этих восьми кардиналов-советников Франциск может доверить контроль за деятельностью банка Ватикана. Таким человеком может стать кардинал Джузеппе Бертелло, который сменит Тарчизио Бертоне на посту Государственного секретаря Святого Престола.  Джузеппе Бертелло, дипломат из Пьемонта, апостольский нунций в Италии, а до этого в Африке и Мексике - это тот человек, который сможет контролировать большой финансовый институт. Нужно поставить банк под контроль Папской комиссии по делам государства-града Ватикан, председателем которой Бертелло является. По существу речь идет об операции, сходной с той, которая уже была осуществлена с Администрацией церковного имущества Святого Престола, возглавляемой сегодня кардиналом Доменико Кальканьо.