Ох, надо было вам следить за материалами Сары Кендзиор (Sarah Kendzior) на этой неделе, когда она в пух и прах громила ведущие средства массовой информации за полную некомпетентность и абсолютное непонимание того, какую роль расовая и национальная принадлежность сыграла в организации взрывов на Бостонском марафоне. Факт остается фактом: мы не знаем, что стало мотивом для этих людей. Будет суд – и тогда мы узнаем больше. А между тем, американские СМИ изрыгают из себя все возможные и невозможные стереотипы (неукротимые горцы!) и несвязные фактики из Википедии, которые собирают для них стажеры.
Ну, Хуан Коул (Juan Cole) это еще не СМИ, и мне обычно очень нравится его анализ дел на Ближнем Востоке. Но меня поразила его попытка воспользоваться литературой 19-го века для объяснения действий взрывников в Бостоне, пока нам еще неизвестны до конца истинные мотивы этих предполагаемых преступников.
«Они играли в нигилистов Аркадия и Базарова из тургеневских «Отцов и детей», - заявил Хуан Коул, вспомнив русский роман 1862 года. Вот так этот ученый объяснил действия преступника, у которого аккаунт в Твиттере был переполнен американским рэпом. Такими литературными аналогиями не объясняли мотивы даже менее экзотических преступников, но кто знает? Может, какой-нибудь амбициозный аналитик штудирует работы Фолкнера, чтобы пролить свет на мотивы пародиста Элвиса из Миссисипи, который пытался послать рицин Обаме.
Ссылка Коула на философию нигилизма может быть преувеличением, но это все равно намного лучше разглагольствований тех, кто пришел в невыразимое возбуждение из-за имени одного подозреваемого, названного в честь жестокого монгольского воина и полководца. Поскольку мой собственный сын носит имя норманнского завоевателя, который рубил головы англичанам, чтобы господствовать над их страной, я считаю такой анализ бесполезным.
Почему бы нам просто не сказать: «Я не знаю. Никто не знает. Это ужасно. А все остальное расскажет нам наша система правосудия?» Это было бы честно, достойно и спокойно. Но мы-то с вами ведем речь об американских средствах массовой информации.
Тем из вас, кто не знаком с межкультурным анализом, это вряд ли покажется особо нелепым и смешным. Позвольте мне на примерах показать, насколько неточно звучали бы такие предположения, если бы речь шла о культуре, которая нам понятна.
Скажем, один парень напился в баре возле Мобила, штат Алабама, затем полез в драку с какими-то типами, поспорив о футбольном матче между командами университета Алабамы и колледжа Миссисипи, а в итоге перестрелял их всех на парковке.
Ужасно, правда? Глупо, жестоко, все это оружие. Стыд и позор, так?
А теперь представьте, что какой-нибудь иностранец проводит дурацкий псевдоантропологический анализ всего этого дела, в котором полно странных исторических ссылок и аналогий, нелогичных намеков на церковь и совершенно идиотских предположений о национальных корнях.
Итак, поехали:
ЭТО ПРОИЗОШЛО СНОВА, ДАМЫ И ГОСПОДА
Очередная кровавая бойня произошла на юге США, который в прошлом веке разрывала на части гражданская война – причем случилось это вскоре после религиозного праздника Пасхи.
Христианский фундаменталист и боевик Брайан Макконки (Brian McConkey) 27 лет от роду, проживающий на бывшей оккупированной территории Алабамы, застрелил троих мужчин из вражеского племени на деревенской площади возле ратуши в ходе спора по поводу ритуалов местного футбольного культа. В этом районе, где полно вооруженных до зубов боевиков и радикальных христианских радикалов, насилие с применением оружия является неотъемлемой частью повседневной жизни.
Многие здешние боевики из шотландско-ирландских племен. Это неукротимые горцы, убивающие цивилизованных людей и друг друга на протяжении многих веков. Похоже, что войны, начинавшиеся на равнинах Бэннокберна и Стирлинга, пришли в Америку.
В момент, когда над Конфедеративными Штатами Америки садится солнце, возникает вопрос – придет ли когда-нибудь на эту землю мир?
Иногда люди связаны с культом насилия и религиозным фундаментализмом, иногда они принадлежат к националистическим организациям террора.
Иногда это просто дикари, пришедшие из мест, где есть церкви и политики-тугодумы.
Будучи настоящим аналитиком по международным делам, ты должен понимать, насколько тонким может быть это отличие.