Российский президент Владимир Путин в среду продемонстрировал свое умение винить других – будь то местные чиновники, оппозиция или другие страны – отвечая на неудобные вопросы, заданные ему в ходе телевизионной «прямой линии», длившейся почти пять часов.
Когда россияне пожаловались на печально известную и повсеместно распространенную коррупцию, Путин использовал эту возможность, чтобы сказать им, что она «существует везде, в каждой стране».
Тем, кто беспокоится о замедлении роста российской экономики, он ответил, что это частично связано с глубокой рецессией «во многих европейских странах».
Ухудшающиеся отношения с США? Они сами виноваты в разжигании конфликта с Россией.
Когда представитель Wall Street Journal задал ему вопрос о том, не сделают ли снижение уровня антизападной риторики, сокращение вмешательства государства и давления на оппозицию, а также честные суды над оппозиционными лидерами Россию более привлекательной для инвесторов, президент привел в пример Китай как страну, которая привлекает зарубежых инвесторов несмотря на то, что ее критикуют за нарушения прав человека.
Между вопросами о коррумпированных местных чиновниках и низких зарплатах Путин раскритиковал США за «имперское поведение» и «повсеместый хаос», приведя в пример Ливию и «другие места». Кремль винит западное вторжение в создании нестабильности в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Он раскритиковал так называемый акт Магнитского, который накладывает санкции на российских чиновников, обвиняемых в нарушении прав человека.
По словам Путина, законы и традиции других стран не могут автоматически применяться в России. Он использовал вопрос о правах сексменьшинств, чтобы атаковать педофилию.
«У наших партнеров свои специфические стандарты, - сказал Путин. - В Голландии суд разрешил работу организации, занимающейся популяризацией педофилии - разве мы тоже должны так делать?»
При этом он отметил, что российская торговля с Западом не пострадала от ухудшения отношений.
В ответе на вопрос о суде над оппозиционным лидером Алексеем Навальным, которого обвиняют в хищении имущества, Путин избегал упоминания имени антикоррупционного блогера. Он сказал, что суд должен быть честным. «Люди, которые борются с коррупцией, сами должны быть кристально чистыми», - добавил он.
Ежегодные путинские «марафоны», транслируемые в прямом эфире на государственном телевидении, стали чем-то похожим на политический спектакль с элементами российского популизма и национализма. В этом году Путин ответил на вопросы находящейся в трудном положении семьи из Приморска, генерала ВВС из Липецка и известного журналиста либеральной радиостанции «Эхо Москвы».
Он даже принял неожиданный вопрос от своего бывшего министра финансов Алексея Кудрина – впрочем, только чтобы позднее назвать его «сачком» перед телевизионной аудиторией.