Визит президента крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина в Армению обещает довольно интересную ситуацию или изменения в нашей стране. Эта компания имеет цель войти на армянский рынок.
В ходе визита И.Сечин встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном и премьер-министром Тиграном Саркисяном. В официальном сообщении о встрече с президентом отмечается, что были обсуждены возможности развития перспективного и долгосрочного сотрудничества в экономической, в том числе, энергетической сферах. А Т.Саркисян с И.Сечиным совместно приняли руководителя армянской компании «Ойл Техно» Артура Алавердяна. «Роснефть» и «Ойл Техно» создали совместное предприятие в сфере маркетинга и дистрибуции нефтепродуктов в Армении. По словам Сечина, «в Армении есть серьезный потенциал для снабжения нефтепродуктами – авиатоплива, бензина, дизтоплива», и для них является большой честью возможность создания подобной платформы сотрудничества в этом направлении.
Но известно, что в Армении рынок авиатоплива, бензина и дизтоплива, как и других товаров и продуктов широкого потребления, монополизирован и контролируется властями. На этом рынке звучат всего лишь несколько имен: Михаил Багдасаров, Барсег Бегларян и еще пара других имен. И теперь, если «Роснефть» с какой-то неизвестной армянской «Ойл Техно» начинает программы по поставкам нефтепродуктов, то это означает, что на этом стратегически важном и прибыльном рынке происходит смена игроков или влияний. Означает ли это, что рынок нефтепродуктов в Армении монополизируется. Это вряд ли.
Может, на этом рынке действительно меняются игроки, и русские уже официально участвуют в этом? Тогда что будет, скажем, с Барсегом Бегларяном, который считается близким к Сержу Саргсяну человеком? Продолжит ли он действовать на рынке импорта и реализации бензина и дизтоплива? Армения для «Роснефти» является небольшим рынком, и здесь задача не только в получении прибыли. Здесь, по всей видимости, решается более глобальная – геополитическая задача. Это значит, что Россия в Армении вместе с газом, электроэнергетикой, сферой связи забирает еще одну важнейшую в стратегическом отношении сферу, тем самым, усиливая и без того глубокое влияние на нашу страну. «Роснефть» известна в мире как экспансионистская компания. И вообще, сама Россия, используя свою нефтегазовую дубину, в мировой политике выделяется своим экспансионизмом, а захват рынка нашей страны является, скорее всего, результатом политических договоренностей. Что же получили взамен армянские власти – пока трудно сказать.
Циркулируют также сведения, что русские желают подчинить единой координации все имеющиеся в нашей стране активы. Известно из прессы, что в них, особенно в сфере связи, свою долю имеет также экс-президент Армении Роберт Кочарян. И учитывая прозвучавшее несколько дней назад заявление ответственной по связям с общественностью Общественного Совета России по борьбе с коррупцией Марины Галюченко, что они положат на стол Путину сведения о злоупотреблениях бывших и нынешних высокопоставленных должностных лиц Армении, в том числе и Роберта Кочаряна, которые вывели за рубеж грязные деньги, то можно заключить, что Россия в Армении резко меняет также и своих партнеров. И не исключается, что главной жертвой этой замены будет второй президент. Не исключается также, что русские посредством «Роснефти» решают задачи регионального масштаба: во-первых, еще больше закрепиться в Армении, затем изучить возможности оказания влияния на другие страны Южного Кавказа.
Добавим также, что «Роснефть» проявляла интерес к армянскому рынку еще в прошлом году. Российская газета «Коммерсантъ» в августе прошлого года писала, что «Роснефть» продолжает искать пути для своей экспансии вне границ России, и компания ищет возможности для входа на рынок розничной торговли топливом в Армении.
Источники газеты, близко стоящие к ситуации, сообщили, что соответствующее предложение компании сделали власти Армении. «Роснефть» может стать главным поставщиком нефтепродуктов в Армению и с одной из местных компаний создать совместное предприятие, которое, в свою очередь, откроет 40-50 АЗС, а также комплекс заправки топливом в аэропорту в Ереване. «Как будут распределены доли в совместном предприятии, пока неизвестно. Компания пока только начала изучать предложение», - сообщил собеседник российской газеты.
«Объем рынка нефтепродуктов в Армении оценивается в 340-360 тысяч тонн в год», - отмечала газета. Основные объемы поставляются из румынского завода OMV через грузинский порт Поти, затем – по железной дороге. Согласно источникам газеты, на армянском рынке поставками нефтепродуктов занимаются две структуры: ЗАО «Мика Лимитед», которое контролируется бизнесменом Михаилом Багдасаровым, и ЗАО «Флеш». В Ереване уже созданный топливозаправочный комплекс принадлежит Михаилу Багдасарову, который владеет еще и компанией «Армавиа». В одной из российских авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Ереван, источник «Коммерсанта» сообщил, что услугами местного топливозаправочного комплекса пользуется только «Армавиа», поскольку цены на керосин очень высоки. «В Ереване топливо почти на 40 процентов дороже, чем в Москве», - напоминает газета.
«Для «Роснефти» армянский рынок может быть интересным: компания желает выйти в новые регионы, тем более, что топливный бизнес продолжает оставаться бизнесом с большой прибавочной стоимостью», - заключает «Коммерсантъ».
Отметим, что «Роснефть» осуществляет деятельность почти во всех нефтегазовых регионах России, а также в Казахстане, Алжире, Венесуэле, ОАЭ, Германии, США и в других странах, охватывая почти все услуги, связанные с нефтегазовым бизнесом.