Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мали: в погоне за исламистами

Солдаты из Чада заплатили высокую цену в боях против исламистов на севере Мали. Фотограф Патрик Робер был рядом с ними.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стратегия заключалась в том, чтобы взять противника в клещи в его предполагаемом убежище, долине Аметтетай, которая идет с востока на запад вдоль пересохшего русла реки, где еще изредка попадается пригодный для маскировки колючий кустарник. Зону площадью 25 на 25 километров постепенно и методично сократили до квадрата 5 на 5 километров.

Все произошло в феврале этого года в горном массиве Адрар-Ифорас на северо-востоке Мали. Французское командование дало старт операции «Пантера IV», которую Франсуа Олланд назвал «последней фазой» вмешательства. Ее задачей было выдворение остатков боевиков «Аль-Каиды» в исламском Магрибе" (АКИМ) и Движения за единство и джихад в Западной Африке с этого плоскогорья, которое служило им своего рода естественной крепостью. Его геология и топография превратили его в идеальное укрытие: оно труднодоступно и буквально кишит пещерами, гротами и туннелями. Столько возможных мест для хранения воды, продовольствия, топлива и боеприпасов... а также содержания французских заложников, которых могли захватить исламисты.

Стратегия заключалась в том, чтобы взять противника в клещи в его предполагаемом убежище, долине Аметтетай, которая идет с востока на запад вдоль пересохшего русла реки, где еще изредка попадается пригодный для маскировки колючий кустарник. Зону площадью 25 на 25 километров постепенно и методично сократили до квадрата 5 на 5 километров. Военные продвигались по трем направлениям: бойцы 1-го десантного полка и 2-го иностранного десантного полка на севере, солдаты 1-го полка морской пехоты на западе и армейский контингент из Чада на востоке. Всего в операции было задействовано 2400 человек: 1200 французов и столько же их коллег из Чада. Противник (по разным оценкам, 200-300 боевиков) был настроен фанатично и решительно, поэтому нельзя было упускать из виду ни единого камня.

Французский солдат в г. Бурем, Мали


22 февраля военные из Чада начали штурм генерального штаба исламистов, которые оказали упорное сопротивление. Французская армия предоставила поддержку с воздуха. Среди наступавших 26 человек погибли и еще 66 получили ранения (в том числе один генерал), тогда как исламисты не досчитались 96 бойцов. В их числе обнаружили и одного из алжирских лидеров АКИМ Абу Зейда, который был организатором похищения сотрудников Areva в Нигере в 2010 году. Эти сведения впоследствии подтвердили в Алжире и Париже. Кроме того, военные из Чада утверждают, что им удалось ликвидировать другого лидера АКИМ Мохтара Бельмохтара, но его тело так и не было официально опознано.

Выносливость, подвижность, скорость и лобовая атака

На месте боя военные обнаружили запасы оружия и боеприпасов (снаряды, ракеты, гранаты), пропагандистские материалы (Кораны и флаги) и, что страшнее всего, паспорт французского инженера Мишеля Жермано (Michel Germaneau), которого похитили и казнили бойцы АКИМ в 2010 году. Кроме того, попалось и немало автомобилей, которые поставили в специально вырытые траншеи и прикрыли сверху маскировочными сетями и ветвями кустарника. Все это, тем не менее, не помешало авиации их уничтожить. Наконец, в плен были захвачены около двух десятков боевиков всех возрастов и национальностей, которые отправили в Бамако и передали малийскому суду.

В общей сложности в долине Аметтетай было найдено 1000 ракет, 1500 снарядов, 60 000 единиц боеприпасов для стрелкового оружия и 22 единицы тяжелого оружия.

Этот подвиг стал подтверждением и так известного всем наблюдателям факта: контингент из Чада (примерно 2000 солдат) — наиболее боеспособная и эффективная часть Международной миссии поддержки Мали (АФИСМА). Армия Чада не только привычна к действиям в подобных пустынных регионах (Адрар-Ифорас во многом напоминает Тибести), но и практически постоянно сражалась после провозглашения независимости как внутри, так и за пределами страны (Центральноафриканская Республика, Дарфур). В апреле фоторепортер Патрик Робер (Patrick Robert) следовал в колонне военных из Чада и смог передать эксклюзивные материалы (в том числе предоставленные армией снимки) о войне, информацию о которой в СМИ неизменно держат под жестким контролем. «Это была обычная операция по зачистке территории, где-то между Кидалем и Тессалитом, — рассказывает он. — Мы двигались во впечатляющей колонне из сотни машин: пикапы с зенитным орудиями, легкая бронетехника, грузовики с топливом. Военные из Чада полагаются на их скорость и подвижность. Все это пустынная тактика их предков, неожиданная лобовая атака».

Французский солдат в Мали


Семья Деби вносит свой вклад

Президент Чада Идрис Деби отправил в Мали собственного сына, генерала Махамата Идриса Деби. Сейчас тому всего 29 лет. Что это, кумовство? «Я так не думаю, — говорит Патрик Робер. — Контингентом из Чада командует генерал Умар Бикимо. Сын президента занимает второе место в командной цепочке и соблюдает эту иерархию. Он никогда не пытается использовать семейные связи. Кроме того, в армии Чада генералы, и он в том числе, не пользуются никакими привилегиями: они едят то же, что и другие солдаты, и спят в тех же условиях. А на лини фронта они находятся в первых рядах. 22 февраля во время боев в Адрар-Ифорас один из генералов получил ранения, когда его машина подорвалась на мине. Это довольно редкий случай как для Африки, так и любого другого региона... Поэтому присутствие Махамата Идриса Деби говорит скорее о намерении президента продемонстрировать своим западным партнерам личное участие и показать согражданам, что семья Деби тоже вносит вклад в войну».

Во время подготовки репортажа фотограф мог лично убедиться в тесном сотрудничестве французских военных и их коллег из Чада. Сначала, на самом высоком уровне, во время брифинга с участием командующего наземными силами операции «Сервал» генерала Бернара Барреры (Bernard Barrera) и генерала Умара Бикимо. Далее они увидел, что каждую колонну контингента из Чада сопровождает «группа связи», то есть порядка десяти членов командования специальных операций, которые передвигались на собственных автомобилях. «Спецподразделения координируют тактические перемещения со штабом "Сервала" и французскими силами, — объясняет Патрик Робер. — Они отслеживают местонахождение отрядов из Чада, могут затребовать поддержку с воздуха и обозначить цели для ударов, а также в случае необходимости могут дать распоряжение об эвакуации солдат на вертолетах».

Постепенный вывод войск

Французский солдат в г. Нионо в Мали


Как бы то ни было, военные из Франции и Чада не могут вечно сидеть среди песков и скал северного Мали. Первые уже заявили о «постепенном выводе» прибывшего в Мали в январе контингента. К июлю общее число французских военных в стране (сейчас их 4000 человек) должно сократиться вдвое. Что касается Чада, 15 апреля парламент (он дал согласие на отправку солдат в Мали) принял резолюцию о возвращении бойцов на родину «в разумные сроки». За три дня до этого трое солдат погибли во время взрыва, который устроил террорист-смертник в городе Кидаль на севере страны, где находится база армии Чада. «У армии Чада нет опыта борьбы с террористической группой, — заявил в свою очередь президент Идрис Деби. — Солдаты вернутся домой. Они выполнили свою задачу». «Если ООН попросит об этом, Чад предоставит своих солдат в ее распоряжение», — добавил он. Так, после вывода военных Франции и Чада АФИСМА может влиться в миротворческий контингент ООН, юридические и военные рамки которого в настоящий момент активно обсуждаются. В частности до конца лета планируется найти финансирование и набрать 11 200 «голубых касок» и 1400 полицейских.