Мания коллекционирования касается самых разнообразных предметов. Римские патриции собирали греческие античные скульптуры, в том числе и поддельные. Если заглянуть в каталог аукциона Кристи, то можно обнаружить, что пара носков герцога Виндзорского продается за миллионы. На блошиных рынках коллекционеры выискивают телефонные карточки, предметы масонского культа, открытки, наклейки, старые чеки, ключи, бутылки от Кока-Колы, бритвы, дипломы, упаковки для фруктов, упаковочки с сахаром.
Конечно, речь идет о причудах. Совсем другое дело — коллекционирование старинных книг. Среди них попадаются очень дорогие экземпляры 15 века и вполне доступные по цене первые издания 20 века. Есть издательский жанр, который называется «книги о книгах». В 19 веке в этом жанре отличились французы. Достаточно вспомнить о таком библиофиле как Нодье. А в 20 веке этот жанр расцвел в англосаксонских странах. Конечно, многие книги рассказывают о других книгах, как это случается в истории литературы. Но жанр «книги о книгах» относится к истории и коллекционированию книг и может касаться редких исследований, связанных с посвящениями и предисловиями книг 17 века.
Чтобы составить представление, сколько книг о книгах циркулирует сегодня в Италии, достаточно заглянуть в каталог заслуженного издательства «Сильвестр Боннар», названного так в честь вымышленного персонажа романа Анатоля Франса. Это издательство было создано Витторио ди Джуро. В каталоге (www.edizionibonnard.it) мы можем обнаружить 120 названий книг: от исследований Графтона о сносках в конце страницы и истории переплета Петруччи Нарделли до детективов Ганса Туцци (Hans Tuzzi), который является не только автором фундаментального руководства о том, как коллекционировать античные книги, но и создателем детективов, персонажами которых часто становятся любители старинных книг. В последнее время я заметил, что, по крайней мере, у нас в Италии начинает возрождаться этот жанр. В 2012-2013 годах вышли книги «Книжное коллекционирование и авторские библиотеки. Путешествие в культурные архивы» («Collezionismo librario e biblioteche d'autore. Viaggio negli archivi culturali» (Quaderni di Apice 5) и «Бесконечная полка» («Lo scaffale infinito» (Ponte alle Grazie) Андреа Кербакера с серией медальонов библиофилов от Петрарки, кардинала Мазарини, Мадам Помпадур, Мональдо и Леопарди до Борхеса. Недавно вышла книга «По увлечению и по страсти» («Per hobby e per passione») Джульетты Ровера (Манни), которая не ограничивается рассказом о коллекционерах инкунабул, но повествует, как указано в подзаголовке, о людях «от поклонников Барби до воров рукописных книг, от любителей секса до собирателей бабочек». Коллекционерами книг были так называемые «люди со странностями», может быть, более редко встречающиеся, чем первое издание рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Несколько месяцев тому назад Паоло Альбани (коллекционер различных уродливых вещей) опубликовал в издательстве Quodlibet книгу «Итальянские чудаки» («I mattoidi italiani»), национализировав жанр, который во Франции представлен серией «Безумные литераторы» Брюне, Нобье, Кено и Блавье.
Отчего же такой интерес к коллекционированию книг возник именно в момент, когда любой журналист готов жизнь отдать за возможность взять интервью у кого-либо, кто станет утверждать, что напечатанные на бумаге книги отжили свой век и буду заменены электронными? Вот первый ответ, который напрашивается сам собой: именно поэтому, так как в момент, когда какую-то вещь становится трудно найти на рынке, любители начинают разыскивать сохранившиеся экземпляры и коллекционировать их. Но это, кажется, неполный ответ, так как люди коллекционировали книги и тогда, когда их продолжали непрерывно печатать. Более убедительно заключение, что перед пусть глупой и апокалиптической угрозой исчезновения книг просыпается и расцветает любовь к этому магическому предмету, который был спутником человека еще до изобретения печати. Именно идея, что книги исчезнут, заставляет нас вздрагивать и рассказывать о тех из них, которые существуют более 500 лет.