Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дегустатор Гитлера боялась отравления

© AFP PHOTO / FRANCE PRESSE VOIRАдольф Гитлер
Адольф Гитлер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это были роскошные ужины с нежнейшей спаржей, овеянные страхом. И более полувека Марго Вельк прятала свои секреты от всего мира – даже от своего мужа. Но теперь, спустя несколько месяцев после своего 95-летнего юбилея, она рассказала правду о своей роли во времена Второй Мировой войны: тогда она была личным дегустатором Адольфа Гитлера.

 

Берлин – Это были роскошные ужины с нежнейшей спаржей, овеянные страхом. И более полувека Марго Вельк (Margot Woelk) прятала свои секреты от всего мира – даже от своего мужа. Но теперь, спустя несколько месяцев после своего 95-летнего юбилея, она рассказала правду о своей роли во времена Второй Мировой войны: тогда она была личным дегустатором Адольфа Гитлера.

Вельк, которой тогда было немногим за 20, провела два с половиной года среди еще 14 молодых женщин, которые пробовали еду Гитлера, чтобы убедиться, что она не отравлена, прежде чем ее подавали на стол фюреру в его «Волчьем логове» - тщательно охраняемом командном комплексе, находившемся на территории современной Польши, где Гитлер проводил большую часть времени в конце Второй Мировой войны. 

«Он был вегетарианцем. Он не съел ни единого кусочка мяса за то время, пока я там была, - рассказывала Вельк о лидере нацистов. – И его мучила паранойя, что британцы могут его отравить – именно поэтому у него было 15 девушек, которые должны были пробовать еду, прежде чем он сам ее ел».

Учитывая то, что в военное время многие немцы голодали, дегустация еды Гитлера имела свои преимущества.

«Еда была превосходной: только лучшие овощи, спаржа, болгарский перец, все, что только можно себе представить. И они всегда подавались с гарниром из риса или макарон, - вспоминает она. – Но нас постоянно преследовал страх: мы знали о слухах об отравлении, поэтому у нас не получалось получать удовольствие от еды. Каждый день мы боялись, что это может стать нашим последним ужином».

Рассказ этой хрупкой вдовы – это история ужаса, боли и трудностей, которые довелось испытать всем выжившим во Второй Мировой войне.

Только сейчас, на закате своей жизни, она изъявила желание рассказать свою историю, которую давным-давно она постаралась похоронить как можно глубже из-за стыда и боязни преследований, потому что она работала на нацистов – хотя она утверждает, что никогда не была членом партии. Она рассказала свою историю репортерам The Associated Press и показала фотоальбом, где есть ее фотографии, сделанные во времена ее молодости в берлинской квартире, где она родилась в 1917 году.

Вельк рассказала, что она попала к Гитлеру после того как бежала из Берлина, чтобы спастись от ударов Союзных сил. Ее муж служил в немецкой армии, а она вместе с родственниками переехала примерно на 700 километров к востоку от Берлина в Растенбург, который тогда был частью Германии, а теперь носит название Кентшин и находится на территории Польши.

Там Вельк призвали на гражданскую службу и на последующие два с половиной года сделали дегустатором в комплексе «Волчье логово», расположенном в нескольких километрах от города. Гитлер был очень скрытным человеком, даже в условиях относительной безопасности своей штаб-квартиры, поэтому Вельк никогда не встречалась с ним лично: она видела только его собаку Блонди и его охранников, которые часто болтали с девушками.

Опасения Гитлера за свою безопасность были вполне обоснованными. 20 июля 1944 года один из приближенных к Гитлеру офицеров взорвал бомбу в «Волчьем логове» в попытке убить фюрера. Гитлеру удалось спастись, однако вслед за попыткой убийства были казнены 5 тысяч человек.

«Мы сидели на деревянных скамейках, когда услышали и почувствовали ужасный взрыв, - вспоминает Вельк о том покушении. – Мы упали со скамеек, и я услышала, как кто-то закричал: «Гитлер мертв!» Но это оказалось неправдой».

После взрыва обстановка в штаб-квартире стала еще более напряженной. По словам Вельк, нацисты приказали ей уехать из дома родителей и перебраться в здание бывшей школы неподалеку от командного центра.

Советская армия наступала, и ситуация для Германии становилась крайне неблагоприятной, поэтому один ее знакомый в СС посоветовал ей уехать из «Волчьего логова».

По словам Вельк, она вернулась на поезде в Берлин и спряталась.

Вельк рассказала, что остальные девушки, проверявшие еду Гитлера, решили остаться в Растенбурге, потому что там был их дом и жили их семьи.

«Позже я узнала, что русские расстреляли всех 14 девушек», - добавила она. Это случилось, когда советская армия захватила командный центр в 1945 году.

Когда Вельк вернулась в Берлин, она обнаружила, что от города остались руины. Непрекращающиеся атаки воздушных сил США и Британии полностью уничтожили центр города.

20 апреля 1945 года советская артиллерия начала обстрел пригородов Берлина, а пехота попыталась прорваться в центр столицы, несмотря на отчаянное сопротивление со стороны солдат СС и Гитлерюгенд. 

Спустя две недели ожесточенных боев, 2 мая, город сдался – это случилось уже после того, как Гитлер, покинувший «Волчье логово» примерно за пять месяцев до этого, покончил жизнь самоубийством. Его преемник сдался неделей позже, положив конец войне в Европе.

Для многих жителей Берлина – их дома были уничтожены, члены их семей погибли или пропали без вести, у них не было еды – после капитуляции кошмар не закончился.

«Потом в Берлин пришли русские и поймали меня, - рассказывала Вельк. – Они привели меня в квартиру к доктору и насиловали меня 14 дней подряд. Именно поэтому у меня не могло быть детей. Они все уничтожили».

Подобно миллионам немцев и других европейцев, Вельк начала восстанавливать свою жизнь и попыталась забыть, насколько это возможно, горечь и стыд, которые она испытывала, сотрудничая с преступным режимом, разрушившим большую часть Европы.

Она работала в разных местах, в основном секретарем или помощником администратора. Ее муж вернулся с войны живым, но он умер 23 года назад.

Из-за слабости, связанной с преклонным возрастом, и отсутствия лифта в ее доме она не выходила из своей квартиры уже восемь лет. Несколько раз в день к ней приходят медсестры, а еще, по словам Вельк, ее часто навещает племянница.

Теперь, в конце жизни, она почувствовала необходимость освободиться от своих воспоминаний и рассказать свою историю.

«В течение многих десятилетий я пыталась избавиться от своих воспоминаний, - говорит она. – Но они всегда возвращались и преследовали меня по ночам».