Власть в столице Грузии сменилась, когда партия «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили одержала победу на выборах. Однако хотя премьер-министр Иванишвили враждебно настроен по отношению к любимцу Запада президенту Михаилу Саакашвили, он продолжает его усилия и стремится получить от НАТО гарантии безопасности от России. Вашингтон должен твердо воспрепятствовать тому, что может превратиться в кошмар для Грузии.
У Грузии были трудные роды, когда она двадцать лет назад вышла из состава Советского Союза. Саакашвили в ходе «розовой революции» 2003 года сверг бывшего советского министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе. Учившийся на Западе Саакашвили обращался за поддержкой к Соединенными Штатам и Европе. Но когда грузинский лидер начал и проиграл войну с Россией в 2008 году, он оказался в одиночестве.
Еще до конфликта Тбилиси начал обхаживать Соединенные Штаты и НАТО. Вскоре после обретения независимости Грузия направила свои войска в состав миссии НАТО в Косово, вступила в Совет североатлантического сотрудничества (который потом переименовали в Совет евроатлантического партнерства), а также стала членом программы «Партнерство ради мира». Но это было только начало. НАТО в то время отмечала: «Отношения между НАТО и Грузией с момента начала диалога и сотрудничества в 1990-х годах значительно углубились».
Правительство Саакашвили приняло Индивидуальный план партнерства с НАТО и отправило свои войска в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане. В 2006 году Тбилиси вступил в Интенсифицированный диалог о членстве в Североатлантическом альянсе, а в апреле 2008 года лидеры стран-членов альянса на своем саммите согласились с тем, что Грузия со временем войдет в состав НАТО.
Более того, Саакашвили всячески подчеркивал свои личные связи с Америкой. Он нанял советника сенатора Джона Маккейна в качестве своего лоббиста и отправил грузинские войска в Ирак. Президент Джордж Буш осыпал Тбилиси похвалами и деньгами, а также нанес в Грузию государственный визит. Администрация Буша руками и ногами голосовала за вступление этой страны в Североатлантический альянс.
Однако ведущие европейские члены НАТО были менее расположены к конфронтации с ядерной державой Россией из-за пограничного спора, который Москва считала важным, а Европа несущественным. Конфликт 2008 года подтвердил правильность их позиций. Тем не менее, администрация Буша продолжала настаивать на принятии Грузии в члены. То же самое делает и администрация Обамы, хотя и с меньшим энтузиазмом. В прошлом году госсекретарь Хиллари Клинтон объявила, что саммит НАТО 2012 года в Чикаго станет последней встречей, которая не будет рассматривать вопрос о расширении альянса.
Грузия одна из первых в очереди на вступление, вместе с Боснией и Герцеговиной, а также Македонией и Черногорией. Знающие люди в НАТО говорят, что противников членства Грузии стало меньше, однако некоторые члены альянса по-прежнему смотрят на это отрицательно, в том числе, Германия. Карл Хайнц-Камп (Karl-Heinz Kamp) из Военного колледжа НАТО написал на эту тему научную работу, в которой признал: «Камнем преткновения в вопросе расширения является Грузия».
Тем не менее, НАТО и Грузия продолжают вести себя так, будто «да» это неизбежный ответ на просьбу о вступлении. Представители альянса регулярно посещают Тбилиси. В апреле прошлого года генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил: «Грузия это особый партнер для НАТО». Спустя два месяца заместитель генерального секретаря альянса Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) сказал в Тбилиси: «На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году союзники решили, что Грузия станет членом НАТО. Чикагский саммит ясно показал, что союзники придерживаются этого решения и признают те успехи, которых добилась Грузия на пути выполнения требований альянса».
В сентябре прошлого года Расмуссен похвалил Грузию за «очень значительный» вклад в афганскую миссию и заявил о непоколебимой натовской поддержке «территориальной целостности Грузии и ее суверенитета в рамках признанных мировым сообществом границ». Затем он сказал: «НАТО это ваш друг – НАТО ваш будущий дом». В ноябре премьер-министр Иванишвили посетил штаб-квартиру альянса в Брюсселе, а в декабре министры иностранных дел провели встречу комиссии НАТО-Грузия, всячески нахваливая Тбилиси за участие в Международных силах содействия безопасности в Афганистане.
В прошлом году альянс провел свою ежегодную «Неделю НАТО в Грузии». Вот что сказал по этому поводу спецпредставитель НАТО Джеймс Аппатурай (James Appathurai): «Очень важно, что народ Грузии понимает не только цель членства в НАТО, но и что такое НАТО, и что она делает».
Грузинские руководители это точно понимают. Членство в НАТО даст им американские гарантии безопасности. Тбилиси изо всех сил стремится получить такого рода обязательства. Майкл Сесайр (Michael Cecire) из Института внешнеполитических исследований (Foreign Policy Research Institute) недавно написал: «Тбилиси хочет исправить свою репутацию обузы для евроатлантической безопасности, которую Грузия получила после пятидневной войны с Россией в 2008 году, и начать вносить свой вклад в обеспечение такой безопасности».
Новое правительство подтвердило желание Тбилиси вступить в НАТО, удвоило численность грузинского контингента в Афганистане и продолжило проведение совместных военных учений и боевой подготовки с США. Недавно Грузия объявила о своем намерении направить войска в состав учебной миссии Евросоюза в Мали (которую создали после военного вторжения Франции). В этом году Тбилиси начал развивать военное сотрудничество с Венгрией и Литвой. Что самое важное, Тбилиси объявил о своих планах превратить грузинскую армию в контртеррористическую силу в рамках натовской доктрины «умной обороны», которая предусматривает разделение труда между членами альянса. То есть, Грузия практически разоружится перед Россией в надежде на то, что Запад предложит ей взамен свою защиту.
Стремление Тбилиси получить защиту от великой державы вполне понятно. Но это не причина для того, чтобы Соединенные Штаты соглашались на такое пожелание. Цель альянса – обеспечение безопасности Америки. Во времена холодной войны Вашингтон при помощи НАТО не допускал советского господства в Евразии. Москва была гегемоном и идеологическим противником, обладавшим большой военной мощью, и демонстрировавшим готовность к применению силы ради достижения своих целей. Западная Европа была важна для американской безопасности, потому что это был крупный промышленный центр с большим населением, который оказался временно незащищенным в условиях послевоенной разрухи. Таким образом, Америка предоставила Европе свои военные гарантии для обеспечения собственной безопасности.
По таким меркам альянс немного поистрепался, когда холодная война подошла к концу. Ослабленный Советский Союз и его ненадежные союзники по Варшавскому договору не были похожи на грозных агрессоров. А Западная Европа могла сделать для обеспечения собственной обороны намного больше. А потом из-за распада Советского Союза у НАТО исчез и идеологический противник-гегемон, и угроза вторжения на ее территорию. Смысл существования альянса пропал почти мгновенно.
Конечно, ни один член НАТО не хотел, чтобы альянс пошел путем Варшавского договора. Вместо этого блок решил расшириться до российских границ, включив в свой состав не только бывших членов Организации Варшавского договора, но и республики, вышедшие из состава Советского Союза. Вашингтон в итоге дал гарантии безопасности тем государствам, которые находились под властью Москвы на всем протяжении холодной войны, а некоторые даже до этого. НАТО раздавала военные гарантии как приглашения на вечеринку.
В большинстве случаев опасность возникновения войны была невелика. Россия это трудный и неприятный актер, но она вряд ли вступит в войну со своими бывшими вассалами. Москве для этого не хватит воли и возможностей, и кроме того, у нее нет для этого убедительных причин.
Грузия это явное и вопиющее исключение. Тбилиси из кожи вон лезет, пытаясь стать передовым форпостом Запада в регионе, где издавна были сильны интересы России. Страны Балтии, по крайней мере, были независимыми до их включения в состав сталинского СССР, и у них было много общего с европейскими странами, к которым они присоединились. А Грузия приглашает Вашингтон в район, где он никогда не присутствовал. Недовольство Москвы было вполне предсказуемым и оказалось очень сильным.
Более того, Саакашвили вел себя крайне легкомысленно, не имея формальных гарантий со стороны НАТО. Возможно, Москва желала этого конфликта и была готова им воспользоваться; но стрелять начала Грузия. Такое государство не может быть надежным союзником.
Предполагается, что НАТО должна делать Америку более защищенной. Но продвижение НАТО до пределов Грузии усилит вероятность возникновения войны. В случае начала боевых действий Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией в них может втянуться Москва, а это приведет к конфронтации НАТО с Россией. В результате может начаться война, которой Западу удавалось избегать на всем протяжении холодной войны. Конечно, воевать будут в основном американцы – и этот конфликт имеет опасную возможность перерасти в ядерный, особенно учитывая относительно слабые неядерные силы России.
Нет никаких явных причин для сохранения НАТО, в которых доминируют США. У европейцев больше и ВВП, и население, чем у Америки. ВВП у них в десять раз больше российского, а население – в три раза. Поэтому европейцы должны сами решать вопросы своей обороны.
Еще меньше причин для дальнейшего расширения НАТО, поскольку это добавляет ей груз ответственности, а выгоды от такого расширения незначительны. Если альянс и обладает хоть какой-то ценностью, то она заключается в предотвращении войны. А со вступлением в его состав Грузии конфликт станет намного более вероятен. Вашингтон должен твердо сказать свое окончательное нет вступлению Грузии в НАТО.