Cегодня на фоне активной внешней политики стран Южного Кавказа все яснее вырисовываются контуры заготовленных Москвой шагов, направленных на переформатирование пространства СНГ в схватке с Западом. Причем для оценки нынешней ситуации требуется учитывать все факторы как экономического, так и военного плана, которые имеют значение в разрабатываемой Кремлем многоходовой игре на Кавказе. Дело в том, что государства Южного Кавказа уже в ноябре нынешнего года собираются подписать соглашение об ассоциации с ЕС в рамках саммита Восточного Партнерства и соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом.
Осуществление этого плана, скорее всего, нейтрализует идеи интеграционных проектов России на постсоветском пространстве, патронируемых лично президентом РФ Владимиром Путиным и нанесет ущерб его политической популярности внутри страны. Кроме того, Запад уже дал свою негативную оценку в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Официальный Вашингтон и Брюссель не скрывают своих позиций по поводу Таможенного союза, ЕврАзЭС и Евразийского союза. Так, еще экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон открытым текстом заявляла, что ее страна пытается разработать эффективные пути для того, чтобы замедлить или предотвратить интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Новая «советизация» стран Восточной Европы и Средней Азии может проходить под видом присоединения их к Таможенному и Евразийскому союзу, выражала опасение Клинтон.
Таким образом, время не ждет, и Москва вынуждена начать использование всех своих рычагов, начиная от интеграционных проектов, нацеленных на создание единых экономических пространств и заканчивая усилением своего военного присутствия в южном направлении. Сегодня, Россия не имея возможности предложить крупные инвестиционные проекты, для того чтобы присутствовать в регионе просто вынуждена всячески укреплять свои военно-политические позиции. Не имея широкого поля для маневрирования не удивительно, что Путин начал свою наступательную политику в регионе с Армении, так как именно на нее, как известно, она имеет наибольшее влияние на Южном Кавказе. Так, по мнению известного российского политолога Александра Крылова, на мартовской встрече президентов Армении и России обсуждались цены на газ, в увязке с Таможенным союзом и ЕАС. «Возможно, что российская сторона опять отложит по времени повышение цены на газ, но это не будет бесконечно долго, и многое будет зависеть опять же, от решения Армении: вступать в ТС-ЕАС или нет». То есть, как и ожидалось, Кремль начинает наступление с использованием своих рычагов влияния, как на Кавказе, так и в Центральной Азии (предположительно с Киргизии) с целью институционального закрепления своего геополитического господства на постсоветском пространстве.
Кроме этого руководство России понимает, что для того чтобы обеспечить геополитический прорыв на Кавказе необходимо добиться торможения, так называемой «ползучей» западной экспансии во всех направлениях, и прежде всего в военной сфере. Тлеющие конфликты в регионе более не служат сохранению геополитического статус-кво, выгодного Кремлю и тем самым вынуждают Москву делать свою ставку на Армению, а также Абхазию и Южную Осетию, где у нее имеются военные базы. Так, в последнее время в СМИ довольно часто муссируется информация о повышении Россией боеготовности своих войсковых группировок и вооруженных сил союзников на Южном Кавказе, об активизации Черноморского флота неподалеку от границы с Грузией и Каспийского вдоль берега Азербайджана. По данным «Независимой Газеты», особое внимание уделяется анклавной российской группировке в Армении. По информации, полученной из МО РФ, за короткий период была полностью оптимизирована 102-я военная база, семьи военнослужащих вывезены в Россию, а российский гарнизон, дислоцированный близ Еревана, сокращен, воинские подразделения, дислоцированные там, переведены в район Гюмри, поближе к турецкой границе.
Правительство по поручению Путина в ускоренном режиме подготовило договор с Арменией о развитии военно-технического сотрудничества. Минобороны к 15 января с.г. выполнило план комплектования контрактниками 102-й военной базы РФ, дислоцированной в Гюмри. За полгода их количество там увеличилось в два раза. Фактически все боевые части и подразделения группировки войск в Армении (особенно ВВС, ПВО, разведки и т.д) уже укомплектованы профессионалами. Вдобавок к тому, что определенная часть армян, получивших российское гражданство, находится на службе в этой части, можно смело сказать, что данная база является органичным элементом экономической системы Армении и содействует укреплению и развитию экономики данного государства. Между тем Россия параллельно с усилением военной группировки в Армении планирует активизировать также военно-техническое сотрудничество с союзным государством. Так, во время визита министра обороны С.Шойгу и Генсека ОДКБ Н.Бордюжи в Ереван в январе с.г.было подписано соглашение о создание совместных оборонных предприятий, а также центров подготовки пограничников и специалистов по чрезвычайным ситуациям. Оборонная промышленность Армении с помощью РФ должна наладить производство некоторых видов боеприпасов, бронетанковой техники, а также создать местную ремонтную базу не только для вооружений Сухопутных сил, но и для ВВС и ПВО.
По мнению экспертов, данное усиление своих южных рубежей со стороны России связано с тем, что Кремль при любом развитии событий вокруг иранской ядерной программы попытается не допустить изменения существующего геополитического баланса сил в регионе. Для Москвы совершенно ясно, что добиться сохранения существующего расклада в случае силового сценария урегулирования иранского конфликта рассчитывая на проатлантически ориентированную Грузию и Азербайджан, в качестве союзников не удастся.
Одновременно многие забывают, что противостояние между Россией и НАТО на Южном Кавказе за годы, прошедшие со времени военной стадии конфликта с Грузией в 2008 году, только усилилось. Россия, рассматривающая весь Кавказ как сферу своего влияния и ответственности, кровно заинтересована в снижении активности НАТО и ее сдерживании в регионе. Расширение зоны НАТО на Южный Кавказ с приемом в состав альянса Грузии и Азербайджана и размещение на территории региона воинских контингентов и элементов военной инфраструктуры США и НАТО (аэродромы, порты, средства ПВО, связи и др.) привели бы к заметному осложнению для России положения на кавказском направлении и потребовало бы принятия ответных адекватных мер. Еще экс-представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин, выступая на заседании блока заявлял, что Москву беспокоит открытое стремление НАТО выйти на глобальный уровень и стать мировым жандармом, подменив собой ООН. «Следствием этих непомерных амбиций является и политика расширения блока: они просто хотят съесть все, что плохо лежит, включая Украину, Молдавию и страны Закавказья!» Эта проблема еще более актуализировалась после достижения договоренности между США и Турцией о размещении на территории последней элементов противоракетной обороны НАТО, которая будет в будущем уменьшать наступательную способность российских ракет, перехватывая их на ближних высотах. Вдобавок к этому Россия не смогла получить юридических гарантий о неиспользовании натовских ракет против своей территории, что еще больше усугубило ситуацию.
Таким образом, усиление военной базы Гюмри, граничащей с Турцией оценивается как попытка создания плацдарма для обеспечения безопасности России на южных рубежах и сдерживания западной экспансии. Эксперты не исключают ее использование для проведения превентивных мер со стороны России в случае начала боевых действий Турцией как союзника по НАТО. Москва, размещая на территории Армении зенитно-ракетные комплексы С-300 и истребители МиГ-29, на самом деле, старается отодвинуть максимально рубежи воздушного перехвата дальше от своих границ. По заявлениям российского военного руководства при более серьезной угрозе в Гюмри могут быть перебазированы дополнительные силы и средства ПВО и истребительной авиации.
Примечательно, что в 2011 году Грузия прервала действие договора о транзите из России в Армению военных грузов. Фактически российско-армянская группировка на Южном Кавказе осталась изолированной. Снабжение российской армии (ГСМ, продовольствием и т.д.) идет только по воздуху и путем прямых договоров с Арменией, которая, в свою очередь, подобную продукцию (бензин, дизельное топливо, керосин) закупает в Иране. Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который долгое время был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье и лично занимался вопросами обеспечения соединений и частей боеприпасами и вооружением (в том числе и 102-й базы), считает, что в случае начала полномасштабной войны против Ирана со стороны США и его союзников, Россия будет искать пути надежного боевого снабжения военного объекта через Грузию. «Возможно, придется прорвать грузинскую транспортную блокаду и обеспечивать военными средствами транспортные коридоры, ведущие в Армению», – заявил военный эксперт. Все эти факты усиливают озабоченность грузинского руководства и ставят под сомнение конструктивность российско-армянского военного сотрудничества в региональном формате.
В свою очередь Армения, имеющая единственный фронт, в конфликте с Азербайджаном будет использовать базу и свое вхождение в противоракетную систему обороны ОДКБ как сдерживающий фактор и козырную карту против усиливающего свой военный потенциал Баку. Учитывая все вышесказанное можно прогнозировать, что Москва в обозримом будущем наравне с интеграционными проектами будет усиливать военно-технический потенциал своих баз на Южном Кавказе для переформатирования прозападной политики Грузии и Азербайджана, а также оказания сопротивления экспансии Запада в Центральной Азии.