Похоже, в ближайшее время украинскую ГТС, как говорили в советское время, могут «скоммуниздить». Иными словами, ее так «улучшат», что не найдут, или найдет один лишь «Газпром».
Правительство подало в Верховную Раду законопроект, предлагающий снять запрет на приватизацию госпредприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации. Законопроект предлагает разрешить осуществлять приватизацию простым решением Кабинета министров.
Также предлагается внести изменения в закон «О приватизации государственного имущества» и разрешить аренду объектов магистрального трубопроводного транспорта. А где разрешена аренда, там разрешена и приватизация, за искусственно созданные долги. Действующее правительство разрешает приватизацию и просто так – даром.
В случае принятия такой инициативы, по решению правительства можно будет осуществлять отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале госпредприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке газа магистральными трубопроводами и его хранение в подземных хранилищах.
Также позволят передачу основных фондов акций и долей таких предприятий с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, в уставный капитал других юридических лиц и совершение других сделок, которые могут привести к отчуждению основных фондов, акций и долей.
Ключевой момент такой инициативы – предоставление властям права просто отдавать иностранному государству украинскую ГТС. И не только ее, но и что угодно! В Закон «О приватизации государственного имущества» предлагается внести следующие поправки: «Приватизация государственного имущества осуществляется в соответствии с настоящим Законом или положениями, предусмотренными международными договорами... Если международным договором, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в этом законе, то применяют правила международного договора».
По сути, это открывает путь к одномоментной капитуляции в целом ряде сфер. ГТС, которую украинский народ создавал десятилетиями, правительство, которое доживает последние месяцы, сможет сдать даже не за деньги, а по международному договору – России. Этим законопроектом власть легализует возможность делать с ГТС и уникальными подземными газохранилищами, все, что захочет.
Предложения Кабмина четко направлены на распродажу государственной ГТС частями по решению членов правительства, которые не забудут при этом о своем личном интересе на будущее. Тусовка из 20 человек, которые называются Кабмином, будет раздавать последние куски госсобственности в интересах еще трех человек, которые называются «Семьей».
От того, пообещают ли власти дачу в Подмосковье или Монако, будет зависеть судьба уникальных хозяйственных комплексов Украины, созданных целыми поколениями, которые прямо, самым непосредственным образом влияют на национальную безопасность.
Статья 111 Уголовного Кодекса четко определяет понятие государственной измены – это деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, государственной, экономической или информационной безопасности государства, и карается это преступление лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
Почему власти идут на это через три года? Потому что вороватая власть разворовала страну, и теперь остались только ГТС и земля.
Украина уже официально в рецессии, то есть падение ВВП продолжается более полугода-1,3% в третьем квартале 2012 года – 2,5 в четвертом. За первый квартал этого года зафиксировано падение ВВП на 1,9%. Промышленное производство падает с июня прошлого года – то есть почти год.
Власть – очевидный банкрот. Дистанция от этих экономических показателей до бюджетного коллапса – несколько месяцев.
Несмотря на этот очевидный факт премьер Николай Азаров заявил, что Украина не повысит цену на газ для населения, как того требует Международный валютный фонд для предоставления кредита Киеву, поскольку «мы договариваемся с Россией о пересмотре контракта, и есть определенные пути решения этого вопроса».
На 3 мая запланирован «круглый стол» о судьбе украинской ГТС. Отвечая на вопрос о том, есть ли у министерства видение, каким должен быть новый газовый консорциум, двусторонним или трехсторонним, министр Ставицкий ответил: «Круглого стола» дождитесь, все будет понятно». Тогда же от ЕС поступило предложение о создании трехстороннего газотранспортного консорциума по управлению украинской ГТС. Как известно, Россия выступает исключительно за двусторонний консорциум.
Так что картина маслом: Ставицкий говорит с ЕС, Бойко с Россией. С уроженцем Калуги Азаровым все ясно. В это время Янукович, де-факто выставив ГТС на продажу, сидит за «круглым столом» и ждет, кто принесет больше – догадайтесь, кому. Сама целесообразность продажи украинской ГТС, учитывая достижения власти, сомнениям не поддается. Власть готовит аферу, которая по масштабам превзойдет Харьковские соглашения 2010 года.
А наша ГТС, между тем, имеет уникальную для Европы мощность транзита в 140 млрд. кубометров в год и уникальные по размеру газохранилища в Европе – 32 млрд. кубометров, которые позволяют балансировать зимой газа в значительной части Европы.
Первое, чего хотят россияне – невозможности выхода из этого соглашения. Вход копейка, выход «рубль». Даже монголо-татарское иго закончилось на Украине через 80 лет. А нынешнее газовое соглашение будет действовать только в следующие 6 лет. А сколько может действовать консорциум?
Второе – потеря части доходов от транзита. Что на выходе будет иметь Украина, если нынешние средства за транзит разделить на два?
Третье – блокирование попыток Украины добывать газ на своей территории, чтобы она перестала быть хозяйкой трубе.
Если Россия будет управлять украинской трубой, то куда пойдет украинский газ, в том числе сжиженный, а также сланцевый, метан и т. д., добычу которого власть собралась увеличивать? Если дать России право пускать или не пускать в наш газопровод «сланцевый» газ, добытый американскими или англо-голландской компаниями, то это фактически будет означать паралич украинских усилий по диверсификации источников энергоснабжения и провал достаточно амбициозного проекта добычи газа из альтернативных источников на Востоке Европы.
Кроме того, Россия никогда не удовольствуется половиной газопровода, она потребует полного контроля. А полный контроль за газотранспортной системой повлечет контроль над газораспределительными системами, а оттуда полшага до контроля за всей экономикой страны, которой Кремль захочет – даст газ, захочет – отключит.
Такие стратегические вещи, как энергетика, являются вопросом безопасности. Россия четко ориентирована превращать свои 1 или 50% в 100. К примеру, четыре года назад «Газпром» получил у Белоруссии 50% акций белорусской газотранспортной системы, а затем ее всю.
Украина, как транзитное государство и крупный потребитель газа, заинтересована в снижении цены на газ, снижении объемов его потребления и сохранении объема и стоимости транзита.
Россия наоборот – в снижении стоимости транзита, сохранении высоких цен на газ и высоких объемов продаж. А еще, Россия стремится получить контроль над экономикой Украины через контроль всех возможных транзитных и распределительных сетей, чтобы получить возможность «открыть» экономику Украины.
Что взамен Россия может дать Украине? Снижение цены на газ еще на сто долларов? Но в 2012 году «спотовые» цены сжиженного газа в Европе и так были на 145 (!) долларов ниже цены российского газа. И, кстати, никто европейских газопроводов России не сдавал – именно поэтому этот феномен и был возможен.
Вопрос цены решается сейчас значительно проще, чем сдачей ГТС. Стоит вспомнить, как на конференции в Киеве у министра Бойко изменилось выражение лица, когда американский посол заявил о цене на газ в США в 120 долларов. И, что характерно, никто у США их газопроводы не забрал.
Может ли Россия инвестировать в модернизацию ГТС, чтобы уменьшить расходы ГТС на перекачку газа? Да, может. Но Россия будет делать это для себя, и за деньги Украины. Ведь создание консорциума по управлению ГТС, означает разделение доходов. Лучше, если для себя это сделает сама Украина. Кроме того, украинская ГТС в настоящее время работает практически безаварийно (в отличие от газопроводов России).
Может ли Россия гарантировать Украине определенные объемы газа? Правительство говорит о мизерных 65 млрд. кубометров в год против прошлогодних 84,3. К тому же, в нынешних условиях революции на газовом рынке, никто не даст гарантий потребления российского газа.
Получит ли Украина от России обязательства не строить «Южный поток»? Да это произойдет и без обязательств. Этот проект в настоящее время в состоянии коллапса, и именно поэтому Россия носится то с идеей (провалившейся) строить газопровод через Польшу, то планирует добавлять еще нить к «Северному потоку» (чего не хочет Германия). Периодически у Москвы возникают проблемы с ключевым для «Южного потока» государством – Болгарией. Если эти трения продолжатся, то России придется рисовать на картах разве что «Самый южный поток» – через Южный полюс.
А тем временем «Северный поток» загружен только на треть, тогда как цена транзита по нему растет. Трудно сказать для чего Кремль инвестирует в эти потоки. Возможно, более миллиардов долларов его радует идея «выключить Украину». А возможно, это делается в интересах российских производителей труб больших диаметров, так как километр газопровода в России стоит 7 млн. долларов против 2,83 миллионов за километр газопровода такого же диаметра в Германии. Когда-то Салтыков-Щедрин сказал: «Разбудите меня через сто лет, и я вам скажу, что будет в России – будут воровать».
При нормальной думающей власти в этих условиях, Украина должна была бы идти на следующие шаги:
Во-первых, пытаться получить газ с Запада (а сейчас такие возможности имеются через всех наших западных соседей – Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу).
Во-вторых, наращивать собственную добычу с помощью американских, англо-голландской и других компаний, а также самостоятельно.
Вместо этого власть только что провалила контракт с сингапурской компанией по закупке буровых вышек из-за того, что «не нашлось средств». В ожидании «скидки» уже сегодня власть забыла и думать о том, что будет завтра.
Наконец, следует учитывать, что конъюнктура сейчас на стороне Украины.
Мировые рынки газа из так называемых «рынков продавца» превращаются сейчас в «рынки покупателя», а цены уже не растут. В 2010-м баррель российской нефти «Urals» стоил в среднем 81 доллар. В первом полугодии 2011 года – 108 долларов, во втором полугодии – 111 долларов, в первом полугодии 2012 года – 112 долларов, во втором полугодии – те же 112 долларов. А в марте ее цена сократилась до 106,7 долларов.
Как заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, российский газ в Европе подешевеет в этом году до 366 долларов за тысячу кубометров. При том, что еще прошлой осенью средняя цена газа, который экспортируется в Европу, составляла 410 долларов за тысячу кубов. Как следствие, капитализация «Газпрома» за год снизилась на 30%, а по сравнению с 2008 годом – на 70%!
По сути, за счет стратегической собственности и ГТС Украины, власть будет спасать «Газпром» и рассчитывает прикрыть срам своего казнокрадства и бездарности.
Вывод следующий: Украине не надо «улучшать» ГТС в кармане власти и иностранцев. На самом деле Украина очень богата. Простая борьба с коррупцией способна дать стране больше, чем любые кредиторы, консорциумы и газовые «скидки».
Если страна хочет жить, нам всем нужно спешить. На аппетиты власть не жалуется. Поэтому, если она будет руководить еще до 2015 года, то продавать на Украине будет нечего, а покупать будет не за что.
Перевод: Антон Ефремов.