Невиданное дело для Турции: национальное правительство ведет переговоры со своим злейшим внутренним врагом, Рабочей парией Курдистана, тогда как 24 августа в Стамбуле сотни людей открыто собрались, чтобы почтить память жертв геноцида армян и ассиро-халдеев 1915 года (памятные мероприятия в этот день проходят во многих странах мира). Напомним, что во время геноцида погибли от 1,5 до 2 миллионов человек. Тем не менее, Анкара по-прежнему отрицает факт его существования и даже утверждает в официальных школьных учебниках, что армяне сами «подвергли геноциду сотни тысяч турецких мусульман», что якобы оправдывает «ответные меры турок и курдов против армян»...
Получается, что турецкие власти готовы отказаться от вековой армянофобии и душащих свободу законов с приближением в 2015 году столетней годовщины геноцида армян, которая может серьезно навредить имиджу Турции как кандидата на вступление в Европейский Союз (с 2004 года) и примера «мусульманской демократии»? Сложно сказать. Хотя в стране на протяжении вот уже многих лет раздаются голоса с призывом к демократизации гражданского общества (к этому в частности подталкивает власти и ЕС), турецкие политические партии и национал-исламистское правительство Реджепа Тайипа Эрдогана до сих пор не желают официально признать геноцид. Более того, сегодня Турция оказывает сильнейшее давление на страны, которые принимают законы с признанием геноцида или даже наказанием за его отрицание. Вспомните о французском законопроекте (аннулирован в 2011 году), который вызвал серьезный дипломатический кризис в отношениях Парижа и Анкары.
Другими словами, о признании Анкарой геноцида армян говорить не приходится. Отметим, что в Турции по сей день остается в силе статья 301 уголовного кодекса (несмотря на ее несовместимость с европейским законодательством), предусматривающая уголовную ответственность для тех немногих интеллектуалов, которые все же осмеливаются нарушить запрет. Так, в июле 2012 года был начат новый процесс по делу издателя Раджипа Зараколу, который осмелился пойти наперекор турецкому закону и опубликовать книги о геноциде. Еще одним примером может послужить знаменитый историк Танер Акчам из Центра исследования холокоста и геноцидов Университета Кларка: после выхода книги о геноциде на него обрушилась буря угроз.
Турецкий национал-исламизм против отягощенной виной постхристианской Европы...
Но почему же признание геноцида армян создает столько сложностей для современной Турции, хотя та была построена Ататюрком на руинах Османской Империи в 1923 году и не имеет с ней никакой юридической связи? Нет сомнений, что помимо чисто националистических соображений, в силу которых турецкие лидеры еще с 1923 года стремятся заставить всех позабыть о множестве религиозно-этнических корней государства (армянские, балканские, курдские, греческие, ассирийские и т.д.) и отрицают существование меньшинств, нынешние власти также опасаются, что признание геноцида может повлечь за собой финансовые обязательства по отношению к армянам подобно тому, как Германия выплачивает репарации Израилю. Дело в том, что христиане в Турции были практически полностью лишены всего имущества. С 1915 по 1942 год это коснулось армян, тогда как в период с 1942 по 1974 год пришла очередь православных греков: их в несколько этапов выселяли и выдворяли в Грецию, так что сейчас их почти не осталось. Сегодня в стране насчитывается менее 1000 православных греков, большинство из которых относятся к Константинопольскому патриархату (Анкара до сих пор серьезно ограничивает его в правах). Наконец, из-за своей национальной гордости турецкие мусульмане даже не пытались принести никаких извинений.
Для исламских наций в целом и турецких национал-исламистов в частности нет ничего более жалкого, чем признать вину за совершенные в прошлом преступления. Лидеры Турции, арабских стран и прочих государств незападных цивилизаций осознают риск ослабления фундамента национального единства и охотно позволяют европейцам с их бременем вины на плечах еще больше нагружать себя ошибками их прошлой истории... Разумеется, мы можем возразить им, что такая работа позволяет принести успокоение потомкам жертв, и что задумываться о своих поступках — благородное дело. Получается, что Запад и остальной мир по-прежнему не могут добиться взаимопонимания, а извинения всегда приносит лишь одна сторона. Так, старушка-Европа (и в том числе католическая церковь) и Запад в целом без конца просят прощения у мусульманского мира за «три К» (крестовые походы, колонизацию, конкистадоров). В свою очередь мусульманские народы, чьи предки вовсю колонизировали христианские европейские нации, активно голосуют за антизападные исламистские партии и гордятся прошлым завоевателей.
Именно поэтому премьер-министр Эрдоган, новый герой палестинцев и арабских революций, расписывает в своих выступлениях славу и завоевания Османской Империи, как поступают его коллеги из братьев-мусульман в Тунисе, Марокко и Египте. Отсюда и огромный успех в Турции фильма с недвусмысленным названием «Завоевание 1453», который рассказывает о захвате Константинополя в 1453 году. Эрдоган побывал на предпремьерном показе этой картины, где расписывается разрушение бывшей столицы Восточной Римской Империи армией османского султана Мехмеда II. Бюджет фильма побил все рекорды для турецкого кинематографа в плане съемок (17 миллионов долларов, три года работы, 15 000 актеров) и кассовых сборов...
Завоевание Ближнего Востока и помощь исламистам в Сирии
Эрдоган отнюдь не собирается признавать вину за гибель христианских лидеров Турции (бывший лидер армянской общины Хрант Динк, епископ Андреа Санторио (Andrea Santoro) и глава конференции Католических эпископов Турции Луиджи Падовезе (Luigi Padovese)) от рук фанатиков под крики «Аллах акбар!» и сам требует «официальных извинений» от западных политиков, у которых хватает смелости поднять вопрос геноцида армян (главным объектом ненависти стал для него Николя Саркози). Турецкий лидер регулярно клеймит европейцев «исламофобами», которые «слишком потворствуют режиму Башара Асада» и Израилю, а также виновны в «гонениях на мусульман». В то же самое время Анкара с гордостью поддерживает исламистских повстанцев из Сирии, союзников чеченской вооруженной группы, которая 22 апреля похитила двух епископов из Алеппо (Йохана Ибрагим и Булос Язижи). Это произошло на востоке региона, где действуют боевики из российской республики Дагестан (там, кстати говоря, прошли подготовку организаторы бостонских терактов...).
Таким образом, правительство Турции не считает чем-то предосудительным поддержку исламистских боевиков из Свободной сирийской армии, которые похищают и убивают христиан, в том числе и тех же армян. Эти люди долгое время счастливо жили под защитой государства в Сирии, где им удалось найти прибежище после геноцида армян в Турции. Тем не менее, сегодня их выживание оказалось под угрозой из-за исламистских мятежников, которые утверждают, что те препятствуют «революции» и «поддерживают Асада». Небольшое армянское сообщество Сирии говорит о сотнях убитых, пропавших без вести и взятых в заложники. Так, например, в августе 2012 года боевики Свободной сирийской армии, которые пришли из Турции и пользуются поддержкой Анкары, напали на армянскую деревню Кессаб. Кроме того, в этой деревне у турецкой границы проживает немало туркменов: туркменские ополченцы получают оружие из Турции и сейчас ведут разговоры о подготовке геноцида армян в том случае, если те продолжат оказывать сопротивление ССА... Однако западная пресса, которая обычно уделяет столько внимания защите меньшинств, почему то об этом умалчивает... Да и кого вообще волнует судьба турецких христиан?
Александр дель Валь, признанный геополитик, бывший сотрудник France Soir, преподаватель международных отношений в Университете Меца.