Atlantico: В одном из недавних американских исследований говорится о том, что употребление пива ведет к высвобождению допамина, который в свою очередь подталкивает нас к тому, чтобы выпить еще. Кроме того, в нем отмечается, что количество вырабатываемого допамина зависит от случаев алкоголизма в семье. Играет ли наследственность какую-то роль в алкоголизме? Справедливо ли говорить о том, что алкоголизм — наследственное явление?
Микаэль Наасила: Вероятность возникновения алкоголизма зависит от сочетания генетических факторов и окружения. Генетика играет здесь очень серьезную роль, на нее приходится порядка 50%. Это означает, что мы наследуем множество генетических вариаций (мутации на уровне генов), которые могут увеличить риск возникновения зависимости от алкоголя. Так, например, эти генетические факторы могут изменить нашу восприимчивость к алкоголю, и повысить нашу устойчивость к последствиям интоксикации или усилить нашу чувствительность к приносимому алкоголем удовольствию (речь идет об активизации высвобождения допамина в наших центрах удовольствия). В исследовании отмечается более активной выделение допамина после первого глотка любимого пива у молодых людей, в чьих семьях встречались случаи алкоголизма. Получается, что наличие родственника-алкоголика усиливает связанные с алкоголем стимулы и в частности вкус пива. Так, при употреблении небольшого количества алкоголя (глоток пива) молодыми людьми с семейной историей алкоголизма выделяется в четыре раза больше допамина, чем у молодых людей без случаев алкоголизма в семье.
Кроме того, унаследованы могут быть и другие черты, как, например, неспособность контролировать свое поведение (или ответы): речь идет об активизации тех участков лобных долей головного мозга, которые не дают нам совершить опасный поступок. Было выявлено, что слабый контроль (дефицит исполнительных функций) встречается у людей с положительной семейной историей алкоголизма.
— Можно ли заранее установить предрасположенность к алкоголизму на основе анамнеза?
— Мы вполне можем заранее установить у людей с положительной семейной историей алкоголизма нарушения внутреннего контроля и, например, создать специально для них психотерапевтический курс. Этот фактор является своеобразным маркером, который позволяет определить людей с повышенным риском возникновения алкогольной зависимости.
— Какие терапевтические средства «лечения» алкоголизма существуют в данный момент? Чего можно ждать в будущем?
— В настоящий момент существуют медикаменты (акампросат, налтрексон, дисульфирам), проходящие испытания средства (баклофен, топирамат, ондансетрон, налмефен) и психотерапевтические курсы (когнитивно-поведенческие, семейные и т.д.). В будущем необходимо двигаться к персонализации лечения в зависимости от генетических вариаций. Эффективность лекарственных средств зависит от пациента, и нам известно, что она связана с генетическими факторами.
Кроме того, в будущем возможно улучшение системы лечения страдающих от алкоголизма пациентов. Дело в том, что сегодня лечение проходят лишь 8% алкоголиков...
Микаэль Наасила, профессор физиологии и клеточной биологии