Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нелегкое искусство признавать ошибки

© Fotolia, Sergej KhackimullinЗнаки вопроса
Знаки вопроса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Часто ошибаюсь, но всегда прав». Эта ироническая фраза безжалостно характеризует всю нашу сущность. Психологический анализ заблуждений показывает, что многие наши убеждения далеки от истины либо явно ошибочны, и что мы цепляемся за эти ложные представления с поразительным упорством. Поэтому одного лишь уточнения и разъяснения истины нам порой бывает недостаточно.

«Часто ошибаюсь, но всегда прав». Эта ироническая фраза безжалостно характеризует всю нашу сущность. Психологический анализ заблуждений показывает, что многие наши убеждения далеки от истины либо явно ошибочны, и что мы цепляемся за эти ложные представления с поразительным упорством. Поэтому одного лишь уточнения и разъяснения истины нам порой бывает недостаточно. Большинство методов обучения рассчитаны на то, что, если дать человеку правильную информацию, то она вытеснит ошибочные воззрения, которые, возможно, у слушателя уже сформированы. Но часто, особенно когда наши прежние представления и убеждения (даже неверные) когда-то оказались для нас полезными, и когда оказывается, что они подтверждаются ежедневной практикой, мы не спешим от них отказываться.       

Донна Альверманн (Donna Alvermann) из Университета штата Джорджия, которая занимается исследованием вопросов языка и грамотности, отмечает, что каждый раз наблюдает такое явление, когда «студенты игнорируют достоверную информацию, содержащуюся в текстовых материалах, если эта информация противоречит имеющимся у них представлениям и убеждениям. Что касается свободной интерпретации и узнавания прочитанного, студенты неизменно демонстрируют неспособность воспринимать поступающую достоверную информацию, находясь под влиянием своих прежних ошибочных представлений».  

Происходит то, что наши мамы называли «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Мы должны, во что бы то ни стало, освободиться от иллюзий и открыть глаза – себе или другим – на ошибочность представлений и убеждений. А материалы исследований в области процессов познания, мышления и психологии могут нам подсказать, как этого добиться. И, несмотря на то, что в большинстве этих исследований анализировались искаженные представления об устройстве и проявлениях физического мира, разработанные в ходе экспериментов методики можно использовать для коррекции любых видов заблуждений. Ниже приводятся три метода, позволяющие расстаться со старыми представлениями и заменить их новыми: 

Обозначить ошибочное представление и заострить на нем внимание. Проще всего исправить ошибочное мнение, если указать на него и одновременно предложить правильный вариант. В 2010 году в международном журнале по вопросам обучения естественным наукам и математике International Journal of Science and Mathematics Education исследователь Кристин Типпетт (Christine Tippett) предложила в качестве примера фрагмент из учебника по природоведению для младших классов: «Некоторые люди думают, что верблюд использует свой горб для хранения запаса воды. Они считают, что горб уменьшается, когда верблюд использует воду. Но такое мнение ошибочно. Горб служит для накапливания жира, и он становится меньше только в том случае, когда верблюд долго не ел. А еще верблюд может несколько дней не пить потому, что вода образуется при расходовании жира, скопившегося в горбу». Обратите внимание, что рассуждение состоит из трех частей: сначала описано заблуждение, затем подчеркивается его ошибочность и, наконец, вместо него предлагается правильное объяснение. И хотя с помощью таких «разоблачительных текстов» можно с успехом опровергать заблуждения, по словам Типпетт, их редко используют в познавательных книгах для детей или учебниках для учащихся старшего возраста. 

Заранее предупредить об ошибке. При наличии более укоренившихся заблуждений, мешающих воспринимать простые объяснения, учитель или начальник может предложить человеку «активировать» такие укоренившиеся заблуждения. Затем следует предложить придумать ситуации, в которых будет видна разница между ошибочным и правильным представлением. Например, Альверманн с коллегой провели эксперимент, в котором на занятии по основам физики ученикам задали начертить, а потом объяснить, по какой траектории будет двигаться шарик, отскочивший от поверхности стола. Комментарий к заданию для учеников ученые дополнили следующим советом: «Если вы считаете, что траектория движения шарика будет направлена по прямой вниз или по прямой в сторону и вниз, или сначала по прямой в сторону, а потом по кривой вниз, то ваши варианты могут отличаться от того, что предусматривают законы физики. Поэтому когда вы будете читать следующий текст, обратите внимание на те варианты, которые отличаются от ваших». Ученые отметили, что те ученики, которые поняли рекомендацию как «предупреждение», «продемонстрировали заметные успехи в восприятии информации, которая противоречила их прежним представлениям». 

Смоделировать ситуацию острого противоречия воззрений. В случае самых стойких заблуждений, возможно, потребуется активное вмешательство с целью их коррекции. В статье, опубликованной в 2002 году в американском журнале по физике American Journal of Physics, ученые из Вашингтонского университета отметили, что «студенты, изучившие начальный курс теории относительности, или даже те, кто более подробно освоил эту тему на старших курсах, часто по этому вопросу имеют в корне неверные представления и продолжают заблуждаться». И, как утверждают авторы статьи, зачастую не достаточно того, чтобы преподаватель просто отметил несоответствие между представлениями студентов и истинным положением дел. Надо, чтобы студенты сами осознали это несоответствие – лишь тогда их можно убедить в необходимости преодоления их заблуждений. Вашингтонские ученые разработали специальные методики для проведения практических занятий и тренингов, которые позволяют подвести студентов к осознанию этого противоречия, связанного с тем, что в их головах смешались два взаимоисключающих представления, одно из которых верное, а другое ошибочное (в данном случае речь шла о понятии времени в рамках специальной теории относительности). Затем преподаватель помогает студентам избавиться от примитивных воззрений и принять на вооружение исключительно научные представления. Главное в этой методике – создать весьма неприятное ощущение когнитивного диссонанса – лишь в этом случае мы можем почувствовать желание отказаться от собственных представлений о действительности ради тех убеждений, которые кажутся более реалистичными.