Последняя декада апреля уже исторически помечена для Украины событиями, которые представляют угрозу ее национальной безопасности.
Хронологически первой из них стала авария на Чернобыльской АЭС, которая и поныне остается крупнейшей по масштабам техногенной катастрофой, которую когда-либо испытывало человечество.
С 26 апреля 1986 года для Украины и мира началось осознание хрупкости системы взаимоотношений между современной цивилизацией и средой ее существования.
В связи с этим вспоминаются события двухлетней давности. Тогда, в ходе донорской конференции в Украинском доме в Киеве 20-26 апреля Украина при участии президента собирала средства для достройки второго саркофага над чернобыльским реактором. Собрали 550 миллионов долларов из необходимых 740.
В это же время украинские олигархи, которые являются основой отечественной коррумпированной системы, тратят те же сотни миллионов долларов на элитную недвижимость за рубежом, эксклюзивные авто и бриллиантовые часы.
Эта трагическая наглядность демонстрирует уровень культуры и совести украинских чиновников.
Тогда, когда весь мир пытается обезопасить Украину и себя от угрозы распространения радиоактивного заражения, представители предпринимательского и политического истеблишмента выбрасывают огромные средства на демонстративную и презрительную по отношению к согражданам роскошь.
Такая «элита», которая воспитана всеми предыдущими и нынешним «режимами», составляет первостепенную опасность для Украины.
Еще одним апрельским событием, которое продемонстрировало некомпетентность, чтобы не сказать «угрожающую неполноценность» украинской власти, является подписание три года назад, 21 апреля, и ратификация Верховной Радой 27 апреля 2010 года Харьковских соглашений, которыми пребывание в Севастополе Черноморского флота РФ продлено до 2042 года.
Россия, таким образом, достигла своей стратегической цели – не только сохранения и наращивания собственного военного присутствия в Украине, но и фиксации газовых контрактов на уровне межгосударственных соглашений.
Их ратификация сделала контракты на поставку газа частью внутреннего законодательства. Это было сделано для того, чтобы исключить отмену газовых соглашений. Однако со сменой власти в Украине и московские газовые, и харьковские соглашения будут разорваны. Украинская власть объявила тогда, что Харьковские соглашения исправляют ошибку Юлии Тимошенко, которая подписала крайне невыгодные газовые контракты.
Но сегодня власть признает, что энергетические отношения с Россией до сих пор являются кабальными, следовательно, главной цели харьковского унижения так и не достигнуто.
Наивная иллюзия режима, что он обменял пролонгацию пребывания российского флота на живые деньги, за три года развеялась.
Однако благодаря названным сделкам стала очевидной абсурдность осуждения Юлии Тимошенко, поскольку инкриминированный ей невыгодный газовый договор между двумя хозяйствующими субъектами возведен в статус межгосударственного соглашения еще за полтора года до приговора по этому делу.
Относительно государства была осуществлена многоуровневая спецоперация: Украину приковали к России двойной цепью – чужая военная база на ее территории и зависимость от обязательных поставок газа.
Ущерб, нанесенный стране Харьковскими соглашениями, далеко не исчерпывается двумя этими обстоятельствами, потому что есть еще экономические, экологические, социо-гуманитарные и другие виды потерь от них.
Поэтому давно назревшим является вопрос об ответственности должностных лиц и государственных экспертных учреждений – СНБО, МИДа, разведки и т.д., которые не предоставили президенту прогнозного анализа от последствий подписания им Харьковских соглашений.
Год назад, и снова по символическому стечению обстоятельств – 27 апреля, в день второй годовщины ратификации Харьковских соглашений, в Днепропетровске прогремели четыре взрыва заложенных террористами зарядов. Это был самый крупный теракт за всю послевоенную историю страны.
Он продемонстрировал предельную хрупкость относительного гражданского мира и спокойствия в Украине, наличие потенциальной террористической угрозы для ее мирных жителей.
Такая потенциальная опасность требует компетентной, последовательной и длительной государственной политики по минимизации рисков.
Однако наблюдаем явно неадекватную политику гражданской безопасности – в стране преследуются общественные активисты и правозащитники, выступающие на стороне граждан в конфликтах с коррумпированными чиновниками, правоохранителями, недобросовестными предпринимателями, в частности застройщиками.
Зато продуманной деятельности по снижению уровня организованной и уличной преступности, коррупции, браконьерства и других опасных явлений, которые растут в условиях распространения бедности, власть не ведет.
Государство оставляет граждан наедине с нарастающими глобальными угрозами. Именно власть из-за своей бездеятельности и некомпетентности, является первичным фактором общественной опасности.
Она сама превращает себя в конгломерат неэффективных и нелегитимных институтов.
В этих обстоятельствах неотложной является общественная необходимость создания гражданской организации, которая будет осуществлять анализ текущей ситуации и стратегической проблематики, вырабатывая рекомендации по преодолению нарастающих вызовов, которые предстали перед Украиной.
Ее задачей должно стать привлечение внимания общественности к настоящим причинам нарушения национальной безопасности, давление на политиков всеми доступными способами с целью направления их деятельности в русло общественного развития – вместо внутренних распрей, популизма, манипуляций общественным мнением и вымогательства.
Если определенные функции не выполняет государство, то эти функции должно брать на себя гражданское общество. Быть гражданином означает быть ответственным за судьбу страны. Иначе страна обречена на хаос и упадок.