В советскую эпоху Кремль представлял собой «несчастливое место» для японских политиков. Например, май 1956 года, министр сельского хозяйства Японии Итиро Коно приезжает с визитом в СССР на переговоры по рыбному промыслу. Его ведут в огромный зал, больше похожий на дворцовые палаты, где его встречают премьер Булганин и переводчик.
Коно, известный в Японии своим сильным характером, описал свой героический триумф в Кремле в собственной книге. Однако если вкратце ознакомиться с переводом советской стороны, то оказывается, что Коно так сильно нервничал перед Булганиным, что перевернул чашку с чаем. Видимо, поэтому и было заключено секретное соглашение о «возвращении двух островов» по вопросу Северных территорий.
Отец премьер-министра Синдзо Абэ, тоже бывший премьер-министром Японии, Синтаро Абэ ездил на встречу с Горбачевым в 1986 году, которая проходила в Кремле. И как ни странно по дороге в кабинет для переговоров его охватило сильное волнение. Впечатляющие интерьеры и представительные политики работают на создание антуража. Это был конек Советского Союза, а теперь и России, который подавлял японскую сторону в территориальных переговорах.
И на этот раз премьер-министр Абэ и президент Путин проводили переговоры в Кремле. Судя по фотографиям и видеозаписям, никакого давления не ощущается. После переговоров была представлена совместная декларация об «ускорении переговоров по территориям». Таким образом, все подумали, что новое поколение японских политиков так просто не запугаешь.
Однако на совместной пресс-конференции после встречи Путин бросает на Абэ пронзительный взгляд. Он отвечает на вопрос японского журналиста с насмешкой. Такая манера поведения достойна политиков Советского Союза, даже более того, превосходит их в жесткости. Поэтому даже после слов «ускорять территориальные переговоры», это еще не значит, что все будет так просто.
Хотя согласованию совместной декларации на этот раз способствовало оказанное без слов давление за счет обсуждения экономических вопросов. В переговорах с такой жесткой страной Япония может иметь шансы, только выставив все свои преимущества, начиная с экономики и заканчивая культурой. А для этого не нужно нарушать границы внутреннего спокойствия страны.