Прокуроры в Бостоне предъявили обвинения в воспрепятствовании правосудию трем соученикам по колледжу Джохара Царнаева, подозреваемого - вместе со своим убитым братом - в организации взрывов 15 апреля на финише Бостонского марафона.
Двое граждан Казахстана - Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков - обвиняются в попытке уничтожить или спрятать ноутбук Джохара, а также его рюкзак с опустошенными ракетами от фейерверков.
Еще один соученик Царнаева-младшего по Массачусетскому университету в Дартмуте, американец Робел Филиппос, обвиняется в даче ложных показаний следователям.
Никто из троих не обвиняется в соучастии в планировании взрывов, в результате которых три человека погибли и более 260 получили ранения.
Джохару Царнаеву предъявлены обвинения в использовании и сговоре с целью использования оружия массового поражения, повлекшем смерть людей, и в умышленной порче имущества с помощью взрывного устройства, также повлекшей смерть людей.
В ходе операции по его задержанию 19-летний Джохар получил серьезные ранения и сейчас находится в федеральном медицинском тюремном центре к западу он Бостона. Его старший брат, 26-летний Тамерлан Царнаев, был убит в перестрелке с полиций.
«Лучше не пиши мне больше»
Диас Кадырбаев, Азамат Тажаяков и Робел Филиппос – все они ровесники Джохара Царнаева – в среду предстали перед федеральным судьей в Бостоне. Всех троих было решено оставить под стражей, так как, по словам прокуроров, велика вероятность того, что они попытаются скрыться.
В случае признания виновными в уничтожении улик Кадырбаеву и Тажаякову грозит заключение сроком до пяти лет и штраф в размере 250 тысяч долларов. Филиппосу грозит такой же штраф, но более длительный срок - до восьми лет.
Адвокаты Кадырбаева и Тажаякова настаивают на полной невиновности своих подзащитных.
Согласно ФБР, спустя три дня после взрывов на финише Бостонского марафона Кадырбаев и Тажаяков удалили некоторые предметы из комнаты Джохара Царнаева в общежитии Массачусетского университета в Дартмуте.
Когда в сводках новостей были показаны распространенные ФБР фотографии подозреваемых в организации взрывов, Диас Кадырбаев отправил Джохару Царнаеву СМС-сообщение о том, что он похож на одного из людей на фото.
Джохар ответил «Не смеши меня» и «Лучше не пиши мне больше». Согласно представленному в суде аффедавиту, Джохар Царнаев также написал Кадырбаеву: «Я собираюсь уехать. Если тебе что-то нужно в моей комнате, возьми».
Улики на свалке
Согласно адвокату Диаса Кадырбаева, тот не сразу понял, что Джохар Царнаев и есть тот человек на распространенных ФБР фотографиях, и не сообразил, что его рюкзак является уликой.
Однако, согласно ФБР, когда Кадырбаев увидел рюкзак с ракетами от фейерверков, из которых был вытряхнут порох, он не мог не понять, что Джохар Царнаев был причастен к взрывам.
Как сказано в представленном суду аффедавите, Диас Кадырбаев рассказал на допросе, что он вместе с двумя другими обвиняемыми «решил выкинуть рюкзак и фейерверки в мусор, чтобы избавить Царнаева от неприятностей».
Что касается ноутбука Джохара, то Кадырбаев решил взять и его, чтобы «сосед Царнаева по комнате не подумал, что он ворует или делает что-то подозрительное, забирая только рюкзак», говорится в аффедавите ФБР.
Кадырбаев рассказал, что положил рюкзак и фейерверки в мешок вместе с другим мусором из комнаты Джохара и выбросил его в мусорный бак. Согласно следователям, они потом нашли этот рюкзак на свалке вместе с учебными бумагами Царнаева.
Кадырбаев и Тажаяков уже провели больше недели в тюрьме из-за проблем с их студенческими визами. Массачусетский университет в Дартмуте выпустил заявление, в котором сообщил, что Диас Кадырбаев и Робел Филиппос в настоящее время не являются его студентами, а Азамат Тажаяков отстранен от занятий на время судебного процесса.