Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сесиль заливает кипятком пакетик чая — это проще, чем возиться с обычной заваркой. Она не задумывается, что производитель пользуется этим, чтобы без ведома потребителя подмешать к чайным листьям веточки и прочие отходы. Сесиль невдомек, что бумага, из которой состоят эти пакетики, выделяет в чай диоксины, особенно если бумага белая или состоит из волокон китайского или индийского производства.

Писатель Роже Лангле рассказывает о том, как лобби проникают в нашу повседневную жизнь. Отрывок из книги «Круглосуточное влияние или как нас убивают день за днем» (24h sous influences, comment on nous tue jour après jour).

Завтрак — это некий священный ритуал, за которым собирается вся семья. Горячие и сладкие блюда, наши подношения богам уюта, помогают нам вернуться в реальный мир: кофе с молоком, чай, шоколад и тосты соседствуют с мисками хлопьев. Никто из детей не задумывает о том, из чего состоят эти продукты. Слово «био» еще не вошло в обиход в доме Сесиль. Пока не вошло. Как и калорийность. Вкусы определяют одни лишь привычки. Корзина с фруктами так и остается на кухне, уступив место джему и сахару.

(...)

Сесиль заливает кипятком пакетик чая. Ей кажется, что это куда проще, чем возиться с обычной заваркой. Она не задумывается, что производитель пользуется этим, чтобы без ведома потребителя подмешать к чайным листьям веточки и прочие отходы, которые никак не улучшают его вкусовых качеств. Мягкость принятых мер контроля и норм открывает широкие возможности для сомнительных практик. В интернете можно найти чаи, в которых производители в нарушение всех правил добавляют листья обычных деревьев и сушеные сорняки.

Чайный пакетик


Сесиль невдомек, что бумага, из которой состоят эти пакетики, выделяет в чай различные химические вещества и прежде всего диоксины, особенно если бумага белая или состоит из волокон китайского или индийского производства. Остатки пестицидов в чае, который получают с помощью интенсивных сельскохозяйственных методов, тоже никак нельзя назвать безобидными. Хотя нормы их содержания жестче, чем в тех китайских чаях, что предназначены для азиатского рынка (там допускается использовать запрещенные в Европе вещества), они накапливаются в организме по мере того, как вы пьете чай в течение дня. Еще один важный момент: в чае (не «био») на рынках Франции и Европы зачастую повышено содержание алюминия, который является активным нейротоксином. Кроме того, результаты исследования Министерства здравоохранения указывают на более высокое содержание в нем тяжелых металлов (свинец кадмий, ртуть...) по сравнению с другими продуктами.

Тяжелые металлы в кухонном шкафу

Чайные листья обладают свойством улавливать и накапливать токсичные вещества подобно тому, как грибы и тимьян поглощают радиоактивное излучение. К сожалению, результаты этого исследования, которое изначально должно было попасть на руки врачам в виде обзорного 20-страничного документа, оказались в Региональном управлении промышленности, научных исследований и окружающей среды (DRIRE, традиционно поддерживает тесные связи с промышленностью) и, по странному стечению обстоятельств, так и не вышли за его стены. DRIRE изначально находится под надзором Министерства промышленности, которое куда больше заботит экономическое развитие предприятий, чем здоровье населения. Поэтому управление никогда не могло смириться с мыслью о том, что ему нужно всерьез отстаивать проекты других министерств, которые к тому же могут повредить интересам крупнейших предприятий. В документе говорится не только об удивительно высоком уровне содержания в чае тяжелых металлов, но и приводятся сведения насчет токсинов в других продуктах, в том числе в крупах, напитках, молочных продуктах и мясе. Такие сведения, безусловно, не сыграли бы на руку промышленным лобби... Кроме того, заслуживает внимание тот факт, что санитарные органы не посчитали нужным напрямую поделиться результатами исследования с врачами и пациентами, как они обычно поступают в том случае, когда Министерство здравоохранения намеревается подчеркнуть свой решительный настрой.

К несчастью, страх вызвать недовольство агропрома буквально парализовал политиков. К тому же правительство вообще бы не стало давать указание насчет исследования содержания токсичных веществ во французских продуктах, если бы не европейская директива, которая обязала страны ЕС регулярно проводить анализ присутствия тяжелых металлов в продовольствии. Документ оказался тем «неудобнее», что источником значительной части тяжелых металлов в продукции интенсивного сектора является используемая на полях токсичная грязь, которую поставляют ответственные за ее обработку операторы.

Самая большая картина из зерен кофе в Парке Горького


На Олимпе агропрома восседают такие божества как Nestlé, Coca-Cola, Unilever и прочие крупнейшие международные компании. Благодаря поддержке Межпрофессиональной ассоциации свинца, Французской ассоциации кадмиевой промышленности, Союза химической промышленности, Европейского совета химической промышленности и многих других институтов эти гиганты формируют огромные коалиционные структуры. Все загрязняющие окружающую среду производственные отрасли действуют через эти сильнейшие лобби. К ним относится, например, Круглый стол европейской промышленности (ERT), в который входят 45 крупных международных предприятий, в том числе автопроизводители и нефтяные компании (они несут ответственность за загрязнение свинцом на протяжении целого века). ERT неизменно выступает за скорейшую экономическую глобализацию и либерализацию европейского рынка, мечтая в один прекрасный день принять общемировое соглашение о штрафных санкциях для государств, которые навешивают на предприятия дополнительные санитарные или социальные обязательства. Таким образом, компаниям впервые бы удалось официально обязать государства выплачивать им налог, перевернув тем самым с ног на голову иерархические связи между общим и частным интересам в демократиях и закрепив передачу экономической и политической власти гигантам частного сектора.

(...)

У кофе, как и у чая, есть множество положительных качеств, но и он не в состоянии уберечься от пестицидов. К несчастью, в результате обжарки он получает большую дозу акриламида и попадает на самую вершину списка продуктов по его содержанию: он лишь немного уступает чипсам и обходит хлеб, обгоняя чай почти вдвое. Как легко догадаться, все представители агропромышленного лобби любыми средствами стремятся не поднимать этот вопрос на публике. Как бы то ни было, в 2002 году они все же не смогли помешать Европейской комиссии начать расследование по поводу содержания акриламида в различных продуктах, которое затем продолжило Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA). Нужно ли говорить, что в таком взрывоопасном вопросе EFSA ступает по лезвию бритвы? В агентстве неоднократно отмечали, что «акриламид может представлять потенциальную опасность для здоровья в силу своих канцерогенных и генотоксических свойств», и напоминали о призывах экспертов ФАО и ВОЗ «принять меры для снижения содержания этого вещества».