После террористических актов, совершенных в Бостоне братьями Царнаевыми, жителям Германии пришлось обратить повышенное внимание на работу органов внутренней безопасности страны. Ведь понятно, что ФРГ давно уже является мишенью для исламских террористов со всего мира, что не скрывают и сами немецкие спецслужбы. Так насколько же безопасно жить сейчас в Германии? Существует ли реальная угроза, в том числе со стороны радикальных исламистов, проживающих в стране?
По убеждению главы Федерального ведомства по охране конституции (BfV) Ханса-Георга Маасена (Hans-Georg Maaßen), степень опасности остается высокой, однако конкретных свидетельств того, что исламисты планируют теракты в ФРГ, у спецслужб нет.
Любопытно, что после трагических событий в Бостоне, имеющих «чеченский след», руководитель BfV впервые заявил о том, что угроза терроризма в ФРГ во многом исходит и от кавказских исламистов. Ранее немецкие спецслужбы предпочитали не разделять исламистов по этносу или национальности. По данным Маасена, в настоящий момент в ФРГ под наблюдением находятся около двух сотен сторонников террористической группировки «Кавказский эмират», которую возглавляет Доку Умаров.
«Прежде всего мы обращаем внимание на пути финансирования терроризма, а также на угрозы, которые возникают в результате того, что в ФРГ проникают опытные боевики с Кавказа», – отметил руководитель немецкой контрразведки. По его словам, главным приоритетом в работе BfV на данном направлении является выяснение степени активности этих людей в Германии. При этом Маасен не исключает, что отдельные лица, выходцы из Чечни, радикализируются уже в самой Германии «под влиянием событий, происходящих на Кавказе».
По некоторым данным, в последние дни немецкие правоохранительные органы действительно усилили наблюдение за беженцами из Чечни, въехавшими на территорию ФРГ. Тем более что в секретном списке потенциально опасных исламистов, составленном спецслужбами и насчитывающем около 120 человек, присутствуют и выходцы из этой республики. Считается, что как минимум один из них является «особо опасным», то есть способен совершить «масштабное преступление».
Между тем, данные МВД Германии однозначно указывают на то, что число претендентов на получение политического убежища в ФРГ – выходцев из Чечни постоянно растет. За первый квартал этого года Федеральное миграционное ведомство (BAMF) зафиксировало 2959 запросов о предоставлении убежища со стороны граждан России, причем половина из них от чеченцев. На сегодняшний день в ФРГ насчитывается около 8 тысяч этнических чеченцев.
Вообще-то, Федеральное миграционное ведомство крайне неохотно выдает статус беженца гражданам России чеченского происхождения. Последний громкий случай произошел весной 2007 года, когда немецкие власти отказали в предоставлении политического убежища бывшему министру по социальным вопросам Чечни, известному поэту и филологу Апти Бисултанову. Его прошение о политическом убежище было отклонено как «очевидно необоснованное». Лишь громкие общественные протесты заставили чиновников BAMF пересмотреть это решение и, в конце концов, признать Бисултанова беженцем.
Но данная история является скорее исключением, чем правилом: почти в 95% случаев чеченцам отказывают в убежище. Похоже, что после бостонских событий немецкие власти будут еще более осторожно подходить к приему чеченских беженцев. По сути, единственной лазейкой для того, чтобы чеченцы смогли остаться в ФРГ, является положение Закона о пребывании, регулирующее гуманитарные вопросы.