У начальников шпионов в демократическом государстве трудная жизнь – рассказывать о своей работе нельзя, но и не рассказывать нельзя. Нелегко найти баланс между обязанностью защищать государственную безопасность и правом общества знать, что делают учреждения безопасности. Бюро по защите Конституции (БЗК) под руководством Яниса Кажоциньша этот баланс искало, как говорится, с переменным успехом.
Кажоциньш во вторник провел последний день на должности руководителя главного учреждения безопасности государства, и в четверг обязанности директора БЗК начал выполнять Янис Майзитис. Новый начальник БЗК крайне остерегается, как он сам говорит, комментировать политические процессы. Можно его хоть пытать, он этого делать не будет, сказал Майзитис в интервью журналу Ir.
Опасения Майзитиса, что «нашу беседу, наверное, кто-то будет читать, анализировать, пытаться понять ход мыслей», некоторые могут посчитать преувеличенными, однако для них есть серьезная причина. Защищенная законом секретность работы учреждений безопасности может создать искушение злоупотребить такой властью. В демократическом государстве учреждения безопасности не могут вмешиваться в политические процессы и пытаться их направлять – «в таком случае мы придем к тоталитарному обществу», хорошо понимает Майзитис.
Это, очевидно, так же хорошо понимает, во всяком случае, подчеркивает и Кажоциньш, который руководил БЗК 10 лет и обычно сдержанно высказывался и о проделанном бюро, и о политике. Поэтому сейчас, возможно, самым большим секретом Кажоциньша являются соображения, которые заставили его в течение последнего года повторно заявить, что успехи в интеграции общества были бы лучше, если бы в правительство была вовлечена партия «русскоязычных», а именно: «Центр согласия» (ЦС).
Непонятно, как этот совет директора БЗК сочетается, во-первых, с продекларированным им самим невмешательством службы безопасности во внутреннюю политику, во-вторых, с его предупреждениями об усиливающихся попытках России использовать «мягкую силу» для восстановления влияния в бывшей империи.
Диагнозы и рецепты
Кажоциньш в интервью передаче TV3 «Nekā personīga» («Ничего личного») 28 апреля повторил три послания, которые в отдельности или вместе он упоминал многократно.
Во-первых, «Россия снова хочет объединить нас с собой» и все масштабнее использует для этой цели «мягкую силу», что продекларировано в ее новой внешнеполитической концепции. Во-вторых, одна из избранных в Сейм партий получила финансирование из-за рубежа. В-третьих, «Центр согласия» сейчас не был бы таким влиятельным, если бы вошел в первое правительство Валдиса Домбровскиса.
Второе из этих посланий может быть связано с первым: ясно, что самое эффективное средство «мягкой силы» России – это дружественные ей политические партии, которые пытаются получить политическую власть. Но трудно понять, как и почему государству пошла бы на пользу реализация этой цели России – участие такой партии в правительстве.
Кажоциньш, конечно, отказывается назвать избранную в Сейм партию, которая получила запрещенное финансирование из-за рубежа. Однако с учетом того, что некоторые депутаты от ЦС лишены допуска к государственной тайне, и что у этого объединения есть договорные отношения с правящей в России партией, есть основания для догадок, что это может быть ЦС. Возможно следует согласиться, что называть эту партию до того, как будет завершено расследование, было бы «самым прямым вмешательством во внутреннюю политику, и этого служба делать не может», как подчеркнул директор БЗК. Но он тут же добавил, что эту партию ему не нужно называть, она сама об этом «очень хорошо знает», «всех соответствующих персон мы опросили», и «я надеюсь, что они извлекли урок».
Кажется, в данном случае бывший директор БЗК балансировал на грани произвольного использования делегированной ему власти. Если закон нарушен, нарушитель должен за это ответить, и руководитель учреждения безопасности не может решать вместо следователей или судей, что, возможно, и не нужно отвечать, поскольку достаточно попугать. И, если эта партия - действительно ЦС, еще и рекомендовано наградить министерскими должностями политиков, которые нарушили закон, потому что они «извлекли урок».
Если эта не названная партия получила запрещенное финансирование из-за рубежа, то актуален вопрос о приостановке ее деятельности – в рамках закона и правовым путем, разумеется. Если эта партия – ЦС, то выходит что Кажоциньш горюет, что в правительстве не было партии, которая нарушила закон.
К тому же, Кажоциньш считает, что ЦС не был у власти потому, что за него голосуют «русскоязычные». «Если мы как латыши думаем, что в течение длительного времени можем принимать в правительство только партии, за которые голосуют латышские избиратели, и исключать те, за которые голосуют русскоязычные, то мы ошибаемся», - поучает он.
То же самое утверждают лидеры ЦС – что их не взяли в правительство, потому что они русские. Однако есть несколько важных политических и прагматичных причин, почему ЦС в оппозиции, и акцентирование именно этнической причины только способствует укреплению этого объединения в политике Латвии.
Экономическая программа ЦС, если таковой можно назвать реализуемую Рижской думой и рекомендовавшуюся правительству даже в самые тяжелые годы кризиса трату средств, полностью противоречит политике экономии правительства Домбровскиса. Несовместимо с внешнеполитической ориентацией предыдущего и, к счастью, также нынешнего правительства Латвии недвусмысленное рвение ЦС на Восток, где у объединения есть договор о сотрудничестве с правящей партией России. Регулярные коррупционные скандалы в Рижской думе заставляют думать, что и понимание о коррупции у политиков ЦС схоже с тем, что у правящих в России, и противоречит продекларированной большинством коалиции нынешнего правительства законности.
Игнорировать такие фундаментальные различия в понимании экономики, внешней политики и законности означало бы взять ЦС в правительство только потому, что это «партия русских». Это фактически означало бы в полной мере выполнить главную цель этой партии и ее московских патронов - укрепить в Латвии этническое разделение в политике.
В марте прошлого года в интервью журналу Ir Кажоциньш в форме «интересного вопроса» отметил: вряд ли языковой референдум состоялся бы, «если какая-то русская партия в последние двадцать лет участвовала в управлении государством?». Ответить на это просто: разумеется, языковой референдум, в результате которого этот вопрос снят с повестки дня, не состоялся бы. Вместо этого двуязычие находилось бы в повестке дня правительства, и у Латвии были бы намного более серьезные проблемы.
Не сказанное и не рассказанное
Можно только гадать, основывается ли сказанное Кажоциньшем о том, что ЦС сейчас не был бы таким влиятельным, если бы был у власти на предположении, что в таком случае ЦС дискредитировал бы себя, или был бы приручен и «подкуплен» благами власти. Однако основывать политику на предположении, что кто-то провалится, если придет к власти, крайне опасно, как это многократно доказала история. А думать, что, оказавшись у власти, оппозиционные политики изменят лояльность и взгляды, просто наивно, а также цинично.
Но, может быть, мы просто не знаем того, что знает бывший директор БЗК? Может быть, действительно Николай Кабанов пламенный энтузиаст введения евро и больше не будет это скрывать, как только получит должность министра финансов? А Янис Урбанович, став министром иностранных дел, потребует от России вывести оккупационные войска из Грузии? Алфредс Рубикс признается, что в сердце всегда был антикоммунистом. Борис Цилевич и Андрей Элксниньш будут пикетировать на Красной площади, требуя освободить из тюрьмы участниц Pussy Riot, а Нил Ушаков у Памятника Победы в Риге 9 мая заявит, что советская оккупация была для Латвии таким же злом, как нацистская оккупация?
Нет сомнений, что Кажоциньш руководствуется добрыми намерениями и желанием снизить в Латвии этническую напряженность, радикальные проявления которой он в свое время видел в бытность генералом в Северной Ирландии. Однако его политические рекомендации для Латвии противоречат поставленному им самим диагнозу: что Россия хочет восстановить статус сверхдержавы и вернуть контроль над бывшими территориями империи. Вряд ли вовлечение партнеров партии Владимира Путина «Единая Россия» в правительство Латвии заставит Кремль отказаться от этой стратегической цели.
В первые пять лет на должности Кажоциньш публично не говорил почти ничего. В последующие пять лет БЗК уже публиковал лаконичные отчеты о своей деятельности. Однако советы руководителя бюро политикам в течение последнего года противоречили сообщениям возглавлявшегося им учреждения об угрозах для государства. Новому директору БЗК остается пожелать еще больше открытости в диалоге с обществом, чтобы «рядовому гражданину» не приходилось блуждать в догадках о не рассказанном.
Перевод: Лариса Дереча.