Мария Баронова вот уже десять месяцев сидит в Москве с подпиской о невыезде. Она вошла в число 27 фигурантов по делу о Болотной площади, которых обвиняют в организации «массовых беспорядков» 6 мая 2012 года. Случилось это год назад, накануне инаугурации Владимира Путина, которого уже в третий раз избрали главой государства. В течение многих месяцев Марию Баронову каждый день навещали сотрудники Следственного комитета для рассмотрения 64 томов ее дела. Особое внимание в этом деле привлекает к себе видеозапись, на которой, как утверждается в обвинительном заключении, Баронова призывает собравшихся к насильственным действиям против представителей власти.
«У меня изъяли семейные фотографии, ноутбук, цифровые архивы, - рассказывает она. - Уверена, мне их уже не вернут. Мне пришлось переехать. Полицейские не дают мне покоя. Одного из соседей, неграмотного алкоголика, заставили подписать письмо о моем неподобающем поведении». Суд еще не начался, но Баронова уверена, что ей дадут два года условно: «Этого будет достаточно, чтобы не дать мне найти работу или получить иностранную визу».
НКО под прицелом властей
Полиция обвиняет участников протестов 6 мая в том, что 26 сотрудников правоохранительных органов получили ранения. В оппозиции утверждают, что они сами спровоцировали инциденты для того, чтобы оправдать будущие репрессии. Год спустя после этих событий за неимением разрешения на демонстрацию они призывают людей провести простое собрание с требованием освободить политических заключенных. 16 из 27 обвиняемых в настоящий момент находятся в камере временного заключения.
Читайте также: «Болотное дело» набирает скорость
Эта годовщина может сама по себе подвести политические итоги начала третьего президентского срока Владимира Путина. Организация Human Right Watch ужа назвала его худшим во всей истории современной России с точки зрения прав человека. Либеральные реформы Дмитрия Медведева, в том числе возвращение к прямым губернаторским выборам, оказались под вопросом. Сегодня организаторам нежелательных уличных акций грозят огромные штрафы. Двум участницам группы Pussy Riot дали по два года лишения свободы.
НКО, которых подозревают в получении иностранной помощи, становятся объектами широкомасштабной кампании судебных проверок. На волне антизападной пропаганды Государственная Дума приняла решение о запрете усыновления российских детей в американские семьи. В стране были начаты антикоррупционные операции с туманными целями, тогда как в отношении двух главных лидеров протестного движения, Сергея Удальцова (находится под подпиской о невыезде) и Алексея Навального, было начато следствие. Все эти шаги являются продолжением курса Владимира Путина. После массовых акций протеста в столице зимой 2011 года глава государства сделал выбор в пользу репрессивной политики. «У Путина был выбор между линией Горбачева и дисциплинарной линией его предшественника Андропова. Он остановился на второй», - говорит главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. «Президент всего лишь защищает систему от западных групп и в то же время предлагает больше финансовых возможностей институтам, которые занимаются развитием российского гражданского общества», - отмечает в свою очередь проправительственный политолог Сергей Марков.
Также по теме: Оппозиция против оппозиции в России
Усталость от власти
По данным различных опросов, Владимир Путин пользуется доверием 48-57% россиян. Как бы то ни было, сторонников у президента становится меньше, а страну все больше охватывает усталость от власти: из результатов исследования Левада-центра следует, что лишь 22% россиян положительно воспринимают перспективу четвертого мандата (2018-2023).
Что касается самой власти, некоторые ее представители открыто высказывают опасения насчет растущего влияния Следственного комитета (иногда в ущерб ФСБ), который занимается самыми громкими политическими делами, в частности - событиями 6 мая. Именно в таком ключе прозвучали недавние заявления вице-премьера и бывшего идеолога Владимира Путина Владислава Суркова, который хочет не допустить разгула ястребов.