Киев-Москва - 6 мая в Москве на Болотной площади прошел митинг, приуроченный к годовщине жесткого разгона акции протеста на той же площади. Акция прошлого года была «посвящена» инаугурации Владимира Путина, в этот раз главное требование — освободить политических заключенных, в частности, тех, кто стал таковым после участия в упомянутых прошлогодних событиях. А это 26 человек, которые обвиняются в участии в массовых беспорядках.
В соцсетях уже не первую неделю продолжают активно распространяться призывы к россиянам выйти на Болотную. «Новая газета» вышла, без преувеличения, с сенсационным материалом на первой полосе. Из полученных редакцией уникальных документов официального следствия стало известно о том, что в прошлом году 6 мая на Болотной площади представителей правоохранительных органов было вдвое больше, нежели заявленных накануне участников митинга: более 12 тысяч и 5 тысяч соответственно. А на вооружении у ОМОНа оказались гранатометы, свето-шумовые гранаты и слезоточивый газ. И это, заметьте, согласованный с властями мирный протест!
Еще одно издание, не замеченное в преданности власти, The New Times также вышло с темой Болотной площади на первой полосе и с текстом песни Сергея Шнурова «Я свободен» на последней странице.
В самом центре Москвы– на Новом Арбате – утром в понедельник активисты Максим Санников и Всеволод Чагаев вывесили баннер «Свободу узникам 6 мая» с одной из высоток. На баннере так же было написано «Болотная 19:00.
О своем участии в митинге, кроме оппозиционных политиков, заявили многие писатели, правозащитники, публицисты, гражданские активисты. Как стало известно ранее, митинг был согласован властями. Накануне вечером Болотная площадь уже была обнесена внушительным металлическим ограждением. На митинг можно было попасть из нескольких входов-выходов, пройдя металлодетектор и осмотр. Заявленное количество участников в этот раз – 30 тыс. человек. Сил правопорядка, как сообщается, вдвое меньше – 15 тыс.
Как будут развиваться события в этот раз – прогнозировать сложно. Ведь в прошлом году ничто не предвещало беды. Какой сценарий выберет власть можно судить только благодаря некоторым сигналам, исходящим из Кремля. Например, в вечерних новостях на ОРТ (1 канал - прим. ред.) был показан довольно большой по хронометражу сюжет о Болотном деле. Кстати, упомянули там и украинскую Оранжевую революцию – в контексте того, что и российские протесты, и украинская Оранжевая революция – «плод деятельности Госдепа».
Если прогнозы и звучат – то фаталистические: то, как покажут себя и общество, и власть, станет сигналом о дальнейшем развитии событий. Иллюзий на сей счет не питают. Например, Борис Акунин в комментарии изданию The New Times сказал: «Если 6 мая на Болотную придет мало людей, режим воспримет это как карт-бланш от общества: «Сажайте кого хотите, мы не против».
Среди людей, которые пришли на Болотную площадь, не только активисты и так называемые силы правопорядка, но и гражданские наблюдатели. Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН) – это инициатива, возникшая в правозащитной среде около года назад, после упомянутого столкновения митингующих и правоохранителей на Болотной площади. ОГОНнаблюдал за довольно большим количеством московских протестов, их прогнозы в отношении сегодняшних событий также восходят к «или-или».
«Мне кажется, что накануне 6 мая прошлого года никто не мог предсказать сценарии развития событий – за исключением тех сил, которые стояли за происходящим. Сегодняшний митинг снова станет неким тестом: выйдет значимое количество народа или протест стих; будет полиция вести себя максимально корректно и сдержанно либо посчитает, что у них - карт-бланш на расправу с «белоленточным» протестным движением, - считает Дмитрий Макаров, член координационной группы ОГОН, координатор Инициативы по Защите Гражданского Общества Молодежного правозащитного Движения (МПД). – В этом смысле сегодняшний день – это действительно некая точка бифуркации. Но таких точек у нас за предыдущий год было довольно много. И каждый раз силы авторитаризма отвоевывали все то, что они уже, казалось, потеряли со всплеском гражданской активности конца 2011 - начала 2012 года. Надеюсь, сегодня все будет относительно спокойно».