Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, который 25-го апреля нанес визит в Москву, 29-го апреля принял посла России в Армении Вячеслава Коваленко в связи с окончанием дипломатической миссии и наградил его: за укрепление армяно-российских отношений.
Вячеслава Коваленко в МИД приглашать нужно было раньше, после того, когда он в ходе одного из своих интервью заявил, что армяне “только благодаря России” сохраняют свою независимость и идентичность. Для приглашения Вячеслава Коваленко в МИД другие поводы также были, начиная с продажи Азербайджану стратегического оружия, кончая заявлениями разных приспешников Москвы, которые оскорбляли достоинство Армении и ее граждан. Но, по-видимому, защита этого достоинства не входит в круг обязанностей внешнеполитического ведомства Армении. Вместо этого, в его практику вошли и свято чтут и сохраняют “старые и добрые” советские традиции периода позднего Леонида Брежнева, как раздача медалей налево и направо. И неудивительно, что одна из них послу Коваленко и досталась.
И действительно, посол Коваленко поспособствовал своего рода укреплению армяно-российских отношений. Конечно, укрепление – это еще не факт, и отношения эти больше имеют вертикальный характер – сюзерена и вассала, чем военно-политический, но Коваленко значительно поспособствовал тому, чтобы они совершили переход на политическую плоскость. Осознанно или нет – сказать трудно, ясности нет. Но поспособствовал точно.
Его действия во все новых и новых слоях армянского общества укрепили подход, что армяно-российские отношения, в действительности, далеки от партнерских и являются всего лишь цепочкой действий за счет достоинства, интересов и суверенитета Армении, которую необходимо просто срочно прервать и фундаментально пересмотреть.
Конечно, Коваленко и его партнеры – “физические лица” разного калибра, увидев этот эффект, попытались приложить все силы, чтобы адекватную общественную реакцию представить как антироссийское проявление, но последовательные усилия по подмене понятий мало что изменили. Точнее, изменили совсем другое. И согласно опубликованным на днях результатам одного из социологических опросов, 86 процентов армян считают Европейский Союз важным партнером. Одним из людей, которых нужно за это отблагодарить, несомненно, является уважаемый уходящий посол.
По большому счету, уже не суть важно, что о нем думает армянский МИД. Важно то, что думает или что задумал российский МИД. Вместо Коваленко, как известно, в Армению назначен новый посол – Иван Волынкин, который работал в российском МИД, а до этого был послом в Грузии, откуда его выслал Михаил Саакашвили – за шпионаж и подготовку государственного переворота. И если Волынкин приезжает в Армению за кем-то шпионить, то напрасно. В Армении сейчас все настолько очевидно, что можно за ней “шпионить” даже с Луны. Так что, если Москва всего лишь меняет координатора агентурной сети, то тем самым, конечно, получится всего лишь очередная картина противоположного социологического эффекта, за что со всем чувством искренней благодарности нужно отблагодарить уже Кремль: за практическое стимулирование евроинтеграции Армении на уровне общественного сознания.
Но европейский путь Армении и ее европейская цивилизационная ориентация не должны быть противоположным чему-то эффектом. Это должен быть осознанный выбор, и он должен быть подкреплен фактическими, предметными достижениями в деле изменения условий жизни. Тем более, что параллельно евроинтеграции, для Армении очень важна трансформация в новое качество действительно политических и экономических отношений с Россией. Безусловно, в первую очередь, это зависит от самой Армении, от качества власти Армении, от качества общественных отношений, от качества организации общественной жизни. Но в этом вопросе, конечно, Россия также должна иметь свой интерес. Не в вопросе этих качеств, а в вопросе установления политических отношений с властью Армении. Вопрос качества власти не является делом ни России, ни Запада. Это дело общества Армении, гражданина Армении, и если он не сделает это дело, то дело, сделанное кем-либо другим, не будет служить этому гражданину.
Но проблема именно в том, что российская власть, строя отношения с Арменией, должна рассматривать в качестве партнера не только официальную власть, но и гражданина Армении, общество Армении. Пока в лексиконе российской политики в отношении Армении отсутствуют упоминание и применение терминов “гражданин” и “общество”, хотя бы формального, протокольного характера, то вряд ли Москва сможет прийти к новому качеству и установлению нового уровня. А без этого, рано или поздно, даже независимо от воли Армении, Москва будет вынуждена удалиться из региона.
Для Армении нет такой стратегической задачи, стратегической задачей является удаление нынешних качеств и характеристик, а не Москвы как таковой, тем более что в международной повестке отсутствует такая проблема, да и трудно ее представить. Если только Москва не будет продолжать эту политику по удалению самой себя, и в первую очередь – в отношении Армении.