Греков беспокоит кризис - их лица немного печальны, и уголки рта слегка опущены. Видимо, поэтому в Греции люди делают гораздо больше подтяжек лица, чем в какой-либо другой европейской стране.
В 2011 году в стране с населением 11 миллионов человек было сделано 142394 косметических операций, то есть липосакцию, подтяжку век или инъекции ботокса сделал каждый 79-й житель Греции.
По количеству проведенных пластических операций греки занимают второе место в мире после жителей Южной Кореи. В такой экономически благополучной стране, как Германия, в 2011 году пластику делал лишь один из 200 жителей страны.
42-летний пластический хирург Атанасиос Атанасиу (Athanasios Athanasiou) говорит: «Я считаю, что когда людям живется нелегко, особенно важно, чтобы другие говорили: «О, ты прекрасно выглядишь!».
Я всегда считал, что экономический кризис открывает перед людьми новые возможности».
Многие люди начинают прибегать к косметическим процедурам и операциям, и одна из причин того – падение цен.
Пластические хирурги теперь берут за свои услуги в среднем на 40% меньше, и стоимость операции снизилась с 1,8 тысячи до 600 фунтов стерлингов.
По словам доктора Анастасиу, греки составляют 80% его пациентов.
«Люди работают, - продолжает он, - возможно, теперь они меньше зарабатывают, но они работают. Мы приспосабливаемся к рынку».
В Греции цены резко снизились и на другие медицинские услуги.
В 2009 году правительство Греции потратило на здравоохранение 12 миллиардов фунтов стерлингов, а в 2012 году расходы на эти цели сократились до 8 миллиардов фунтов стерлингов.
Многие больницы сократили время работы отделений неотложной помощи до 4 дней в неделю, в результате пациентам теперь приходится дольше ждать своей очереди.
Поскольку сократились и зарплаты врачей, многие надеются на то, что пациенты теперь будут оплачивать медицинские услуги наличными. Более того, по оценке экспертов, приблизительно у 35% греков нет медицинской страховки.
С одной стороны, наблюдается ажиотаж в сфере косметических услуг, а с другой стороны,
в стране не хватает лекарств первой необходимости, а медперсоналу приходится рыться в мусорных ящиках в поисках продуктов. И вся нелепость этой ситуации многих раздражает.
Врач-кардиолог Йоргос Вихас (Giorgos Vichas) проводит много времени в клинике, куда приходят малоимущие, которых не приняли в государственной больнице. Он говорит: «Я знаю онкологических больных, которых отказались лечить в государственных больницах потому, что у нет денег на лекарства, есть и беременные женщины, которые не знают, чем заплатить за роды.
До кризиса мы греки не всегда были святыми. Многие из нас в некоторой степени виноваты в том, что произошло в стране. И люди, которые сегодня могут позволить себе все эти косметические операции, среди тех, кто в первую очередь пользовался старой системой».
По мнению 76-летнего психиатра Мэттью Джозафата (Matthew Josafat), нет ничего удивительного в ажиотаже, возникшем в сфере пластической хирургии, поскольку после подтяжки лица у людей поднимается настроение.
«В Англии у меня в кабинете пациенты обычно говорят о работе, - рассказывает он, - а в Греции пациент, лежащий на кушетке, предпочитает говорить о романтических отношениях, любви и всяких амурных делах.
В античные времена женщины были гражданами второго сорта. Их богатством была их внешность», - считает Джозафат.
Отношение к женщине, как к эмансипированной подруге, которое укоренилось в современной жизни, в Греции приживается не так быстро, как в Северной Европе. Боюсь, что из-за кризиса и безработицы женщинам придется вернуться к исполнению своей прежней роли – заботиться о своей внешности и стремиться выйти замуж».
По количеству проведенных пластических операций греки занимают второе место в мире после жителей Южной Кореи.
Однако, по мнению специалистов Международного общества эстетических и пластических хирургов (ISAPS), после того, как в этом году будут опубликованы данные за 2012 год, Греция, с учетом снижения цен на пластические операции в стране, выйдет на первое место в мире.
В этом списке Италия сейчас занимает третье место, США – второе. Британия в первую десятку не вошла.
В 2009 году Дженнифер Энистон (Jennifer Aniston), у которой отец – грек, сказала: «Я попробовала ботокс один раз, но мне не понравилось. От него женщина выглядит старше. Суровее. В выражении лица исчезает теплота… Смотришь на такую женщину и видишь, что она немолода, но сколько ей лет, определить невозможно».