Выход из кризиса – это одновременно искусство и наука.
В настоящее время художники граффити получили возможность высказать свое мнение по поводу кризиса в еврозоне и других вопросов в рамках нового художественного проекта, который проходит за стенами строительной площадки нового административного здания ЕЦБ во Франкфурте. ЕЦБ выделил около 10 тысяч евро в качестве финансовой помощи на проведение этого проекта. Представители ЕЦБ подтвердили эту цифру и отметили, что стена с рисунками в стиле граффити является одним из примерно 30 общественных проектов, которые банк поддержал с 2002 года в рамках проведения строительных работ.
Когда несколько лет назад началось строительство новой штаб-квартиры ЕЦБ, местные уличные художники обратились к руководству ЕЦБ с просьбой позволить им использовать охранное ограждение в качестве холста. Руководство дало свое согласие и с 2012 года стало оказывать финансовую помощь в реализации проекта под названием «Under Art Construction» («Строительство и искусство»). Координаторы этого художественного проекта приглашают профессиональных уличных художников и любителей каждые несколько месяцев, чтобы те могли создавать новые образы при помощи баллончиков с краской. Этот проект продлится до тех пор, пока не будет завершено строительство нового административного здания ЕЦБ.
В одной из работ президент ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi) изображен в образе Джеймса Бонда в духе «Казино Рояль». Он сидит рядом с шикарно одетой Ангелой Меркель, собрав в кучу покерные фишки. В другой настенной картине г-н Драги появляется в виде головы, выплевывающей золотые слитки, подобно торговому автомату. На еще одной большой и яркой картине можно увидеть ряды банкнот евро, которыми выложены слова «Любовь – это все, что имеет смысл», а на другой изображен персонаж «Властелина колец» Голлум с его драгоценным золотым кольцом.
Все эти образы являются критическими, общедоступными и полностью разрешенными.
Штефан Мор (Stefan Mohr), социальный работник и координатор этого граффити-проекта, говорит, что ЕЦБ даже выделил небольшую сумму денег на сооружение деревянных панелей.
«У нас никогда не было проблем с ЕЦБ. Они нам очень помогают», - утверждает он, добавляя, что банк делает это, даже несмотря на множество отрицательных образов.
Г-н Мор рассказал, что некоторые художники, принявшие участие в проекте, приехали из охваченных кризисом государств, таких как Испания и Греция, а также таких далеких мест, как Чеченская республика, чтобы высказать свое мнение.
Местный уличный художник Хорхе Лабранья (Jorge Labraña), известный под псевдонимом «Фуэго», утверждает, что члены сообщества уличных художников испытывают смешанные чувства по поводу того, что ЕЦБ выделили им место для их картин. По мнению некоторых художников, рисовать на стене, окружающей ЕЦБ, это как сотрудничать с самим дьяволом, однако сам он видит в этом хороший шанс. «Где, как не здесь, я могу высказать свое мнение еще более откровенно?» - спрашивает г-н Лабранья.
Некоторые обозреватели сомневаются в том, что ЕЦБ следует финансировать подобные проекты.
Павел Свидлицкий (Pawel Swidlicki), аналитик научно-исследовательского центра Open Europe, утверждает, что, хотя 10 тысяч евро – это не слишком большая сумма денег, ЕЦБ стоит быть осторожным в том, как он их тратит.
«Никто не хочет выступать против искусства, - говорит г-н Свидлицкий, - но все это происходит на фоне задержки строительства здания и гигантских перерасходов. Любые расходы, которые нельзя оправдать абсолютной необходимостью, должны быть поставлены под сомнение».
Между тем, местные жители уже, по-видимому, успели по достоинству оценить красочные картины художников. Бенте Гебель (Bente Goebel), занимающаяся планированием мероприятий, живет неподалеку от этой стены. По ее словам, настенные картины, на которых критически изображена современная финансовая политика, не беспокоят ее, поскольку зачастую она разделяет мнения художников, но при этом она высоко оценивает их работу.
«Мне кажется, это здорово, что у них есть возможность делать это здесь на законных основаниях, - говорит г-жа Гебель. – Они могут показать, на что они способны и насколько они талантливы».
Пенсионер Роберт Вестеринк (Robert Westerink) часто проходит мимо этих настенных картин. Он считает, что ЕЦБ принял довольно разумное решение, начав работать с местными художниками. «Мне кажется, что это хорошая идея… взаимодействие между банком и жителями Франкфурта».
По словам г-на Вестеринка, эти настенные картины и их идеи просуществуют долгое время, поскольку, даже когда поверх них будут написаны новые картины, они навсегда останутся в памяти людей.
После окончания строительства нового здания ЕЦБ сохранится по крайней мере одна настенная картина. Г-н Мор, координатор проекта, рассказал, что представители ЕЦБ попросили его сохранить одну расписанную граффити панель для возможного дальнейшего использования. На этой картине изображены два петуха, которые отчаянно дерутся и клюют друг друга.