Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внешняя политика Эстонии оппортунистична, труслива и слишком уступчива

© Фото : Wikimedia, Külli TammesДипломат и бывший посол Эстонии в России Март Хельме
Дипломат и бывший посол Эстонии в России Март Хельме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дипломат и бывший посол Эстонии в России Март Хельме пишет, что внешняя политика Эстонии слишком подобострастна и уступчива, и ее надо сделать более жесткой.

Дипломат и бывший посол Эстонии в России Март Хельме пишет, что внешняя политика Эстонии слишком подобострастна и уступчива, и ее надо сделать более жесткой.

Говоря о нашей внешней политике, официальная Эстония неустанно подчеркивает, что та основывается на ценностях. Под этим надо понимать, что превыше всего мы ценим демократию, права человека и свободную торговлю. Мы не поддерживаем авторитарные режимы и диктаторов, мы жестко критикуем нарушения демократических норм и прав на выборах, в СМИ, в сфере гражданского общества, мы убежденно боремся за требования заключенных, гомосексуалов и прочих меньшинств и за их отражение в законах.

Да, действительно. Каждый из нас знает, что президент Белоруссии Александр Лукашенко — последний диктатор Европы. Недавно мы услышали, что и в Венгрии с демократией что-то не так, и что прежде вполне салонный премьер-министр Виктор Орбан потихоньку превращается в крайне правового диктатора. Мы знаем даже, что в незыблемом демократическом обществе нашего главного союзника — США — имеются кое-какие трещины, поскольку с заключенными обращаются не достаточно уважительно, во многих штатах существует смертная казнь, и до сих пор не закрыли тюрьму Гуантанамо.

Флаг Эстонии


Читайте также: Часть Эстонской ССР отдают России

То есть, если ограничиться лишь этими примерами, то можно сказать: внешняя политика Эстонии исходит из самых высоких международных стандартов.

Эстония позволяет говорить за себя

Однако, взглянем чуть глубже. На самом деле на ценности мы ориентируемся только там, где это безопасно или является общепринятой нормой. По некоторым вопросам США можно критиковать, так как это делают и в самих США, и в Евросоюзе. И Виктора Орбана можно «раскатывать», потому что это умещается в рамки основного взгляда. С Лукашенко и так все ясно.

Но если ориентация на ценности в основной взгляд на вещи не умещается, у нас сразу возникают пробуксовки. К примеру, в отношении к происходящему в России. Здесь мы имеем дело уже с отношением по схеме «с одной стороны и с другой стороны». И там, где в игре - наши прямые интересы или интересы наших значимых союзников, мы просто закрываем рот. Иными словами, позволяем говорить за себя какому-нибудь политику из Совета Европы, чье мнение при формировании реальной внешней политики маргинально.

Также по теме: Утверждения, что Россия не нападала на Эстонию, абсурдны

Примеры? Первый и самый кричащий — это, конечно, Китай. Наша официальная внешняя политика совершенно игнорирует целенаправленный геноцид в отношении Тибета и уничтожение тамошней уникальной буддистской культуры. Мы игнорируем также проблемы инакомыслящих Китая и их зачастую истинно нечеловеческие страдания.

Мы не замечаем, что политическая система Китая по-прежнему недемократическая, авторитарная и насквозь коррумпированная. Одним словом, внешнеполитические каноны, основанные на ценностях, применительно к Китаю мы не используем.

Флаги Эстонии, Литвы и Латвии


Почему? Потому, что надеемся делать с Китаем большой бизнес, потому, что у нас есть экономические группы давления, финансирующие ведущие политические партии, деятельность которых направляет культ поклонения Золотому тельцу. Кроме того, мы уповаем (наивно) на дипломатическую поддержку Китая в случае, если наши отношения с Россией серьезно разладятся. Чисто реальная политика: от ценностей — ни следа.

Читайте также: Заключение договора о границе в его нынешнем виде не отвечает интересам Эстонии


Резиновые ценности


Такая же картина, скажем, в Средней Азии. Там у нас самые серьезные отношения, правда, лишь с Казахстаном, черное золото которого мы транспортируем на мировые рынки через эстонские порты. Во имя этого нет ведь смысла делать номер из такой мелочи, как то, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев правит своей страной, как диктатор, твердой рукой, и что от всяких демократических институтов и процедур там остались только некоторые декоративные рудименты.

В отношении Назарбаева мы не замечаем ничего предосудительного, в отличие от демократически избранного «плохиша» Виктора Орбана. Нет сомнений, что прибор, измеряющий наши ценности, сделан из самой что ни на есть резины.

Мы могли бы продолжить и поговорить о некоторых других дружественных государствах, таких, как Азербайджан, Украина, Турция и т.д. Но достаточно, картина и так ясна. Внешняя политика Эстонии оппортунистична, не основывается на ценностях, труслива и уступчива, бедна на фантазию и исходит из влияния групп, а не национальных интересов. И она, к сожалению, не изменится до тех пор, пока какой-нибудь визионер не перетрясет, как следует, наше застойное Министерство иностранных дел.