Администрация Обамы открыла новый фронт в борьбе со свободой СМИ, конфисковав записи телефонных разговоров сотрудников информационного агентства Associated Press в рамках предполагаемой работы по отслеживанию источника, раскрывшего информацию о предполагаемой подготовке теракта йеменской ячейкой «Аль-Каиды».
В понедельник в управлении генерального прокурора округа Колумбия подтвердили, что ими был направлен судебный запрос на предоставление записей телефонных разговоров. Там подчеркнули, что придают большое значение свободе прессы, однако должны также считаться с государственными интересами.
В понедельник в Associated Press сообщили, что Министерство юстиции без предварительного уведомления агентства получило записи телефонных разговоров журналистов и редакторов, которые делались в течение двух месяцев.
По информации отстаивающих интересы Associated Press юристов, распечатки телефонных разговоров, которые Министерство юстиции предположительно получило в этом году от телефонных компаний, включают все звонки, сделанные примерно 100 журналистами Associated Press, работающими в главном офисе в Нью-Йорке, в Вашингтоне, Хартфорде, штат Коннектикут, а также в офисе, расположенном в пресс-центре Палаты представителей. Сообщается, что это записи за период с апреля по май прошлого года. В прошлую пятницу Министерство юстиции сообщило об этом агентству Associated Press. В агентстве эти действия назвали «широким и беспрецедентным вмешательством» в процесс сбора информации.
В офисе генерального прокурора отказались комментировать, с чем связана эта конфискация, однако и без того понятно, что причиной стало опубликованное агентством 7 мая прошлого года сообщение о том, что ЦРУ удалось предотвратить попытку теракта на борту американского пассажирского самолета, который пытались организовать боевики йеменской ячейки «Аль-Каиды».
В тот момент Associated Press пошло навстречу просьбам Белого дома и ЦРУ повременить с публикацией сообщения, пока продолжается спецоперация. После того, как эти пожелания были выполнены, Associated Press в понедельник опубликовало данное сообщение, проигнорировав просьбу администрации Обамы подождать до вторника, когда будет сделано официальное заявление.
После этого Министерство юстиции запустило процесс расследования данной утечки. Среди конфискованных записей были разговоры пяти репортеров и редактора, связанных с йеменским сюжетом.
Глава и исполнительный директор агентства Associated Press Гэри Пруитт (Gary Pruitt) направил генеральному прокурору Эрику Холдеру (Eric Holder) письмо протеста. В нем Пруитт говорит следующее: «Эти записи могут раскрыть наши контакты с конфиденциальными источниками, задействованными в общем процессе сбора информации, проводившегося Associated Press в течение двухмесячного периода, выявить схему процесса сбора информации и раскрыть данные о деятельности и методах работы агентства, которые правительство не имеет права знать».
Он охарактеризовал такие действия как «серьезное посягательство на конституционные права Associated Press по сбору и публикации информации».
Несмотря на то, что Обама в 2008 и 2012 годах был избран как президент, придерживающийся либеральных взглядов, его администрация через суды и другие инстанции проводила целенаправленную кампанию против тех, кто разглашал сведения и бил тревогу, в частности, ту информацию, которая, по ее мнению, затрагивает секретные вопросы, относящиеся к компетенции разведслужб.
Представители СМИ и активисты объединений за гражданские права сетуют на то, что в большинстве случаев речь шла о праве административной власти на секретность своей деятельности, а не о вопросах национальной безопасности.
Администрация Обамы инициировала шесть судебных разбирательств в отношении лиц, подозреваемых в разглашении информации, имеющей гриф секретности. По мнению агентства Associated Press, по количеству таких разбирательств нынешняя администрация превзошла все предыдущие администрации вместе взятые.
Бывший сотрудник ЦРУ оказался в беде, когда раскрыл журналистам подробности пыток водой. Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности попал на скамью подсудимых за то, что сообщил о намерении агентства потратить многомиллионную сумму на компьютерную программу, которая, по его мнению, обойдется дороже, чем аналогичная программа, разработанная в стенах ведомства.
В своем заявлении Министерство юстиции выступило в защиту конфискации записей переговоров агентства Associated Press. В нем говорится: «Исходя из того, что мы ценим свободу печати, мы всегда с осторожностью подходим к вопросу поиска необходимого баланса между государственными интересами и свободным потоком информации, а также между государственными интересами и справедливым и эффективным функционированием нашего уголовного законодательства, проводя на этот счет детальные обсуждения».
В Министерстве юстиции заявили, что в соответствии с законом они предприняли немалые усилия для получения информации от альтернативных источников. Обычно министерство должно уведомлять СМИ заблаговременно, если только (как в случае с Associated Press) «такие действия не представляют потенциальной угрозы целостности картины расследования».
Белый дом опроверг свою причастность к действиям Министерства юстиции, заявив, что никакой информацией на этот счет не владеет. Его представители подчеркнули, что между исполнительной и судебной ветвями власти существует строгое разграничение.
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney), сопровождавший Обаму в его поездке в Нью-Йорк для сбора средств на нужды Демократической партии, заявил следующее: «О попытках Министерства юстиции получить записи разговоров сотрудников Associated Press мы владеем лишь той информацией, которая публикуется в прессе. Мы не причастны к принятию решений, связанных с расследованием уголовных дел, поскольку данные вопросы относятся к исключительной компетенции Министерства юстиции. Любые вопросы, о ходе продолжающегося уголовного расследования, следует адресовать напрямую Министерству юстиции».
В феврале директор ЦРУ Джон Бреннан (John Brennan) охарактеризовал йеменский сюжет как «санкционированное и опасное раскрытие информации с грифом секретности», подчеркнув, что разглашение такой информации было «безответственным шагом».
Планируемый теракт, возможно, хотели приурочить к первой годовщине уничтожения Усамы бен Ладена. Однако это противоречит озвученной ранее администрацией Обамы информации о том, что они не располагают какими-либо сведениями о планируемых в связи с этой годовщиной терактах.