Пока Дэвид Кэмерон находится с визитом в Вашингтоне, депутаты его партии устроили бунт на корабле. На Даунинг-стрит на этой неделе воцарился хаос, говорит один из них, Филир Холлобоун (Philip Hollobone). Премьер-министр безуспешно попытался утихомирить мятеж консерваторов, который устроили около 100 недовольных его европейской политикой парламентариев.
В надежде успокоить поднявших восстание евроскептиков во вторник он заявил о внесении на рассмотрение парламента законопроекта о проведении в 2017 году референдума насчет принадлежности страны к единой Европе. Такая инициатива свидетельствует о панических настроениях на Даунинг-стрит. Она не могла исходить от правительства в силу неприятия входящих в правящую коалицию либерал-демократов, и, значит, ее предложил депутат от имени Консервативной партии. Кроме того, законопроект вряд ли будет принят во время намеченного на четверг рассмотрения из-за общего неприятия центристов и лейбористов.
Читайте также: Кэмерон пообещал референдум о выходе из ЕС
«Партия тори сошла с ума, и виноват в этом Дэвид Кэмерон», — недовольна близкая к консерваторам газета The Daily Telegraph. Вместо того, чтобы отстаивать свои принципы, премьер-министр нередко идет на поводу у евроскептиков из его партии. Раньше он категорически отвергал все предложения насчет референдума, однако в январе все же обязался провести его в первой половине своего нового срока в случае переизбрания в 2015 году. Это успокоило мятежных парламентариев, но, как выяснилось, затишье продлилось недолго.
Евроскептики требуют обещания референдума
Партии независимости Соединенного Королевства, которая добивается выхода Великобритании из Европейского Союза, удалось привлечь четверть голосов во время недавних местных выборов, что привело в смятение обеспокоенных своими шансами на переизбрание консерваторов. Евроскептики вновь перешли в наступление и потребовали включить обещания насчет референдума в закон, который будет обязательным для любого правительства, независимо от результатов выборов 2015 года. Кроме того, на прошлой неделе два бывших министра тори выступили за выход из Европы, а на выходных их поддержали два действующих члена кабинета Дэвида Кэмерона.
Также по теме: 75 штатов Европы
К тому же, депутаты выразили возмущение по поводу отсутствия европейского вопроса в состоявшемся на прошлой неделе выступлении королевы по программе правительства. Горстка мятежников решила предложить поправку (голосование состоится в среду), чтобы выразить «сожаление» по этому поводу. Около 100 депутатов готовы оказать им поддержку. При виде растущего недовольства Кэмерон был вынужден пойти на отвлекающий маневр и представить составленный в спешке законопроект: возможное поражение на выборах показалось ему менее опасным, чем неповиновение собственных «войск».
Как бы то ни было, такое решение отнюдь не в состоянии снизить накал страстей и может лишь поднять градус истерии. Один из мятежных депутатов Джон Бэрон (John Baron) уже заявил, что «этого недостаточно». Он вместе с единомышленниками требует от правительства представить законопроект в должной форме, чтобы вынудить либерал-демократов и лейбористов занять четкую позицию по референдуму. Он стремится показать, что европейским вопросом занимается одна лишь Консервативная партия, и тем самым добиться поддержки в общественном мнении. Однако такая стратегия выглядит как иллюзорный или даже отчаянный шаг.
«Европейский вопрос не волнует большинство избирателей», — говорит профессор политологии из Ноттингемского университета Стивен Филдинг (Steven Fielding). В число приоритетов его ставят лишь 10% британцев, и, значит, он далеко отстает от экономики (65%), здравоохранения (35%) и пенсий (32%). «Европа — это козел отпущения для части охваченных евроскептицизмом консерваторов. И они не успокоятся, пока Великобритания остается членом Евросоюза. Заявления министров в поддержку выхода из Евросоюза серьезно ослабляют позиции премьера и ставят нас в изоляцию», — говорит президент проевропейской ассоциации «Бизнес для новой Европы» Роланд Радд (Roland Rudd). В любом случае, такие брожения умов могут повлечь за собой серьезные последствия. По данным проведенного 9 и 10 мая опроса, 47% британцев хотели бы выйти из Европейского Союза, тогда как остаться в нем предлагают лишь 30%.