Премьер-министр Японии Синдзо Абэ активно посещает страны региона, расположенные вокруг Китая, такие как Россия и Монголия. Он добился заключения договора по рыбной ловле с Тайванем, пригласил лидера оппозиции Мьянмы Аун Сан Су Чжи. С точки зрения Китая может показаться, что Япония торопится укрепить отношения с окружающими его странами региона и пытается выстроить сеть, настроенную против Китая. Однако в экономическом плане Япония, Южная Корея, Тайвань и Китай занимаются созданием единой экономической зоны. Где же заканчивается геополитическая идея о совмещении политики и экономики в наш век экономической глобализации?
В конце апреля, в ходе визита премьер-министра Абэ в Россию была достигнута договоренность с президентом Владимиром Путиным о возобновлении переговоров по Северным территориям. Отношения между Японией и Россией стали двигаться в сторону улучшения в противовес Китаю, активно занимающемуся морской экспансией. Подписание договора о рыбной ловле с Тайванем в апреле также расценивается как шаг, направленный на предупреждение конфликтов по поводу островов Сэнкаку, на которые претендуют Китай и Тайвань. Кроме того, приглашение Су Чжи из Мьянмы придало образ демократизации этой стране, а также обозначило появление нового партнера для инвестиций японских компаний, который приходит на смену Китаю.
Компании решают сами за себя
Китай имеет споры по поводу территорий с Вьетнамом, Филиппинами, Индией. Премьер-министр Абэ начал с того, что уже посетил Вьетнам в январе, затем Тайланд и Индонезию - в общей сложности три страны Юго-Восточной Азии. Центральное телевидение Южной Кореи даже указало на тот факт, что своей внешней политикой премьер Абэ «окружает Китай».
В самой Японии все чаще раздаются мнения, что и в экономике нужно следовать внешней политике Абэ, сократив чрезмерную зависимость от Китая. Однако из экономических кругов слышна критика этой геополитической точки зрения как «оторванной от реальности». Так как компании сами выбирают самый эффективный путь выхода на азиатский рынок в соответствии с его оценкой, они не будут развиваться, следуя лишь политическим течениям.
Рассмотрим отношения с Азией двух самых крупных направлений японской промышленности: автомобильной и бытовых и электроприборов. Производители автомобилей Toyota, Nissan, Honda разместили свои заводы в Тайланде, японские производители необходимых запчастей также расположились поблизости. Эти предприятия поставляют свои продукты из Тайланда в окружающие страны Юго-Восточной Азии, например, в Индонезию. В последнее время японские производители запчастей расширяют свое присутствие в регионе за счет окружающих стран, таких как Лаос и Камбоджа. Таким образом, в Юго-Восточной Азии формируется экономическая сеть, состоящая из японских автопроизводителей. Даже если экономические отношения с Китаем пойдут на спад, то японская автомобильная промышленность может задействовать альтернативный выход в Юго-Восточную Азию.
Что касается бытовой электроники, то здесь такой подход не работает. Дело в том, что ключевое в этой промышленности производство полупроводников перешло в руки корейской компании Sumsung и тайванской TSMC. Тайванская компания Hon Hai и корейский Sumsung собирают в Китае электроприборы, используя полупроводники и панели, изготовленные в Южной Корее и на Тайване. Японские предприятия ведут бизнес, экспортируя в Южную Корею, Тайвань и Китай свои материалы и детали, а также промышленное оборудование. Даже если сейчас они захотят переключиться на Юго-Восточную Азию и Индию, ничего не получится, пока корейский и тайванский производители не последуют той же стратегии.
В случае столкновения между Китаем и Японией удар по электробытовой промышленности, которая опирается на регион Северо-Восточной Азии, будет сильнее, чем влияние на автопроизводителей. Если исходить из экономической взаимозависимости в сфере электроприборов, то реальность такова, что ни Япония, ни Китай не будут ничего предпринимать для геополитического сдерживания этой промышленности. Итак, стоит ли обращать внимание на геополитическое реликты прошлого века?
Политические игры
И все-таки экономика и политика развиваются, переплетаясь друг с другом. После роста стоимости затрат в Китае Sumsung перевел свое производство смартфонов во Вьетнам. Тайванский Hon Hai тоже строит себе базу во Вьетнаме. И Южная Корея, и Тайвань предпринимают шаги по уходу от тотальной экономической зависимости от Китая, уровень которой у них выше, чем у Японии.
Экономический рост Китая сбавляет обороты, сократившись с двузначной цифры до 7%. Становится все труднее привязывать окружающие страны только за счет привлекательности растущего рынка. Если производители электроприборов Южной Кореи и Тайваня переведут свои инвестиции из Китая в Юго-Восточную Азию, то тогда станет возможным создание экономической зоны производства электротехники без участия Китая. Если Китай раскроет весь свой потенциал и изменит действующую политику «скрывать возможности, выигрывая время», то не только Япония, но и Южная Корея, Тайвань, а также Индия перейдут в ряд противников его экспансии. Если это произойдет, то экономическая карта Азии претерпит изменения в соответствии с геополитическими идеями.
Две существующих карты – экономическая, созданная усилиями компаний, и геополитическая, сформированная сверху политиками – продолжают взаимодополняться и вносить изменения друг в друга. Об этом всегда должны помнить бизнесмены и инвесторы.