Среди того кошмара, что продолжается в Сирии, на прошлой неделе появился проблеск надежды – тогда госсекретарь США Джон Керри и российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявили, что они попытаются созвать международную конференцию, пригласив туда как представителей сирийских властей, так и оппозицию.
В принципе переговоры – это правильный путь. Если бы они начались ранее, кровопролитие, унесшее жизни более 70 тысяч человек и вынудившее еще сотни тысяч стать беженцами, могло бы быть значительно меньшим по масштабу. Единственный способ прекратить бойню – это компромисс, а он возможен только когда, когда противоборствующие стороны подойдут к переговорам серьезно. Однако сообщения о том, что Россия отправляет в Сирию усовершенствованные противокорабельные ракеты, напоминают нам, что приверженность Москвы к мирному процессу остается непредсказуемой «темной лошадкой».
Что касается подготовки к переговорам, тут, как кажется, задания распределены – американцы пытаются убедить повстанцев принять участие в конференции, в то время как Россия оказывает давление на режим Асада. На обоих «фронтах» есть некоторые внушающие оптимизм новости. Согласно Керри, Салим Идрис (Salim Idriss) - начальник штаба Свободной сирийской армии – выразил интерес к переговорам, а Лавров, как сообщается, получил список участников переговорного процесса со стороны сирийского правительства.
Но фактически усадить участников за стол переговоров и убедиться в том, что они действительно заинтересовангы в процессе, легко не будет. Сирийский президент Башар Асад потребовал, чтобы повстанцы сложили оружие перед началом переговоров, в то время как сами повстанцы беспокоятся о потере доверия. Ведь многие сторонники повстанцев, которым была обещана революция, потеряли в ходе войны членов своих семей, и они вряд ли примут соглашение, кторое может сохранить текущий режим или что-то ему подобное у власти.
На пути диалога стоит еще один фактор, который, хотя его и сложнее понять, является столь же важным.
Россия – крупнейший поставщик оружия в Сирию. Между 2007-м и 2010-м годами российские компании заработали почти 5 миллиардов долларов, продавая оружие в Сирию. Поставки продолжаются до сих пор с момента начала конфликта более двух лет назад. Россия грозится наложить вето на любую попытку Совбеза ООН ввести оружейное эмбарго по отношению к Сирии. Кроме того, в России примерно три миллиона человек работают в оружейной индустрии, как сообщало агентство РИА Новости в 2009 году. Это составляет примерно пятую часть всех людей, задействованных в промышленном секторе. Учитывая это, наблюдатели могут усомниться в том, что Россия действительно заинтересована в обещании Лаврова приостановить поставки оружия.
И все же существует реальный повод для оптимизма в отношении серьезности намерений России усадить обе стороны конфликта за стол переговоров. В конце прошлой недели появилась информация о том, что планируемая поставка шести противоракетных систем, включающих в себя шесть пусковых установок и около 150 ракет, произведена не будет. Решение приостановить сделку, как сообщается, последовало за тем, как Израиль выразил беспокойство по этому поводу в переговорах с США. Этот шаг со стороны России – подсказка, способная помочь нам понять настоящие мотивы этой страны.
В прошлом Россия отменяла продажи оружия и военного оборудования режиму Асада, чтобы «успокоить» Тель-Авив. Такое решение можно воспринять как желание укрепить связи с относительно стабильным и более надежным ближневосточным государством, в то время как Сирия и Иран – второй крупнейший партнер России в регионе – завалены проблемами.
К тому же Россия, без сомнения, беспокоится о суннитских элементах в сирийской оппозиции. К примеру, «Фронт аль-Нусра» может «вдохновить» исламистских повстанцев в неспокойной российской республике Чечня. Это связывает российские интересы с израильскими. В случае последнего беспокойство о том, кто может прийти к власти после Асада, руководит политикой Тель-Авива в отношении повстанцев, которые заявляли и своих антиизраильских взглядах и чьи связи с ливанской «Хезболлой» превратили их в угрозу. Недавние бомбежки объектов в Сирии со стороны Израиля лишь подчеркивают это.
Для Израиля проблема заключается в том, что Россия обычно возобновляет поставки оружия в Сирию каждый раз после того, как беспокойство со стороны Тель-Авива утихает. Это происходит, потому что, по мнению российских властей, Россия многое потеряет со стратегической и экономической точек зрения, оставив Сирию без поддержки. Это подтверждается известиями о поставках противокорабельных ракет. Ведь Россия воспринимает Сирию как еще одну площадку для проверки «интервенционистских» аппетитов Запада и воспринимает вовлеченность США в конфликт как прямую угрозу собственным интересам.
Из всего этого можно предположить, что несмотря на заявления Москвы о конференции в следующем месяце Россия и Сирия найдут способ снова «подружиться». Путину нужен Израиль, но Асад ему нужен больше. Для сирийского народа это означает продолжение или даже еще больше страданий в предстоящие недели и месяцы.
Питер Фрагискатос (Peter Fragiskatos) - преподаватель в Западном университете в г. Лондон в Канаде. В Twitter его можно найти под ником @pfragiskatos. Взгляды, выраженные в публикации, принадлежат автору.