Еще до того, как представители вооруженных сил США подтвердили третий случай сексуального домогательства со стороны борца с сексуальным насилием в армии за последние две недели – среди обвинений звучали насильственные действия сексуального характера, сводничество и преследования бывшей жены – верховный главнокомандующий и генеральская верхушка американской армии заявили, что с них этого достаточно.
Вечером в четверг, 16 мая, представители армии США заявили, что подполковник Дарин Хаас (Darin Haas), руководитель программы по борьбе с преступлениями сексуального характера в рядах вооруженных сил в Форт-Кэмпбелл, штат Кентукки, был снят со своей должности после ссоры со своей бывшей женой. В среду вечером местная полиция арестовала Хааса в связи с тем, что он преследовал ее и отправлял ей письма с угрозами, несмотря на судебное предписание о ее защите.
Сексуальное насилие в рядах вооруженных сил «сделает – уже сделало – армию менее эффективной, чем она могла бы быть», – заявил президент Обама на встрече с военными генералами. «Это угрожает нашей национальной безопасности», – добавил он.
Всего несколькими часами ранее генерал Рей Одиерно (Ray Odierno), начальник штаба армии США, обратился к своим подчиненным, чтобы высказаться по этому вопросу. «Армия терпит поражение в своих попытках справиться с сексуальным насилием и сексуальными домогательствами, – заявил Одиерно в своем письменном обращении. – Все мы, гражданские и военные, генералы и рядовые, должны решать эту проблему в своих рядах».
Пентагон прикладывает массу усилий, чтобы исправить ситуацию, однако среди экспертов уже прочно закрепилось убеждение, что эта цепочка сексуальных скандалов выходит за пределы контроля военного командования. Представители вооруженных сил отчаянно пытаются остановить серию плохих новостей, но – подобно самодельным взрывным устройствам в Афганистане – сообщения о сексуальных домогательствах продолжают поступать с возрастающей частотой.
Как и в случае с растущим числом самоубийств в рядах вооруженных сил США, единственного действенного решения этой проблемы не существует. Здесь наблюдается эффект синергии, как отмечают в частных беседах военные – и Обама с ними соглашается. «У этой проблемы нет единственно верного решения, – заявил президент Обама в четверг. – Это потребует непрекращающейся работы на протяжении длительного периода времени».
Разумеется, ничто не может оправдать сексуальное насилие, однако некоторые вещи могут его отчасти объяснить, как утверждают военные офицеры и ветераны армии США: спустя десятилетие военных действий и после нового раунда мер экономии, введенных в связи с сокращениями бюджета, военнослужащие впадают в состояние отчаяния. Нервы на пределе, а злоупотребление алкоголем лишь усугубляет проблему.
«Я просил окружающих меня военнослужащих помочь мне разобраться в том, как повлияло десятилетие военных действий на американскую армию, – заявил во вторник генерал Мартин Демпси (Martin Dempsey), председатель Объединенного комитета начальников штабов, говоря о проблеме сексуального насилия в рядах вооруженных сил. – Инстинктивно я понимал, что это должно было оставить свой отпечаток на военнослужащих».
В настоящее время женщины составляют 14% военнослужащих регулярных войск, и эта тенденция сохраняется уже несколько лет. Их присутствие лишает работы – и возможностей продвижения по службе – некоторых из их коллег-мужчин. Подобно силе гравитации, это оказывает едва уловимое влияние на тех, кто считает себя в некоторой степени обделенным или боится оказаться обделенным, или на тех, у кого друзья испытывают подобные чувства. Разница в званиях может усугублять проблему, потому что вышестоящие военнослужащие-мужчины привыкли пользоваться своей властью, чтобы незаконно добиваться отношений со своими подчиненными-женщинами.
Хотя военнослужащие-женщины, подвергавшиеся сексуальным домогательствам, все еще с неохотой докладывают об этом своему начальству, число примеров такой сдержанности постепенно уменьшается. Это отчасти объясняется тем, что женщины набирают вес в Конгрессе. В настоящее время женщины занимают 78 из 435 мест в Палате представителей и 20 из 100 мест в Сенате.
Хотя они все еще остаются в меньшинстве, женщины Капитолийского холма уже достигли той точки, когда их уже не могут запугать и заставить замолчать их коллеги-мужчины – или мужчины в военной форме, которые регулярно ходят мимо них строем и рассуждают о военных делах.
«Это универсальная проблема, и это вовсе не новая проблема», – заявила сенатор Кирстен Джиллибранд (Kirsten Gillibrand), член Комиссии по делам вооруженных сил, которая долгое время добивалась преследования предполагаемых виновников в сексуальном насилии и исключения их из командного состава. По словам Джиллибранд, женщины боятся открыто заявлять о том, что они подверглись сексуальному насилию. «Если мы сможем начать внедрять подотчетность и прозрачность в систему и жертвы увидят, что добиться справедливости возможно, сообщений о фактах насилия станет гораздо больше, – заявила она в беседе с репортерами CBS. – Если увеличится число сообщений, будет проведено больше расследований и, соответственно, станет больше судебных процессов и приговоров. И когда все увидят, что система правосудия действует, ситуация изменится».
Главные в вооруженных силах – это те, кто принимает непосредственное участие в боях. Все остальные структуры – логистические, правовые, медицинские отделы, отделы по связям с общественностью и работе с персоналом – это вспомогательные игроки.
Как правило, военнослужащие, которым вменяют в обязанность борьбу с сексуальным насилием в рядах вооруженных сил, это те, кто никак не проявил себя на поле боя или вообще не принимал участия в военных операциях. Зачастую, это добросовестные офицеры, выполняющие ценную работу, однако это все равно не лучшие представители армии. «В течение многих лет армия назначала посредственных военнослужащих на должности в отделы по борьбе с дискриминацией и сексуальными домогательствами, – объяснил Том Рикс (Tom Ricks) в свой колонке Best Defence. – Другими словами, они не воспринимают эту проблему всерьез».
Военнослужащие знают об этом и пользуются такой безнаказанностью.
В четверг Обама и Одиерно заявили, что проблема настолько укоренилась в рядах американской армии, что поручать ее решение посредственным офицерам просто недопустимо.
По словам Обамы, борьба с сексуальным насилием в рядах вооруженных сил США потребует «усилий наших лучших людей». Одиерно добавил: «Пришло время сделать борьбу с сексуальным насилием и сексуальными домогательствами нашей главной задачей».
Если это произойдет, то ситуация может коренным образом измениться. Это будет означать, что отныне «главной задачей» вооруженных сил США больше не будет подготовка к развязыванию и ведению национальных войн.