В последние две недели США и их союзники едва ли не на коленях умоляли Россию перестать поставлять оружие сирийскому правительству. В этом месяце с президентом Владимиром Путиным приезжали встречаться трое из наиболее влиятельных в западном мире политиков — сначала, 7 мая, госсекретарь США Джон Керри, затем, три дня спустя, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, а еще через три дня израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Все они вместе с президентом США Бараком Обамой, говорившим с Путиным по телефону 29 апреля, убеждали российского лидера перестать вооружать режим президента Башара Асада.
Однако на прошлой неделе стало очевидно, что Россия, несмотря на все заигрывания Керри, намерена продолжать продавать Дамаску современные зенитные системы С-300. Более того, на этой неделе New York Times сообщила, что Россия поставляет Сирии не только их, но и грозные противокорабельные ракеты «Яхонт», которые могут серьезно осложнить иностранным флотам любые попытки вмешаться в происходящее в Сирии или поставлять что-либо повстанцам морским путем.
Так почему же Россия, предположительно, решила увеличить поставки оружия Дамаску, несмотря на уговоры Запада? На прошлой неделе TIME пообщался с высокопоставленным российским дипломатом Андреем Климовым, заместителем председателя комитета по международным делам российского парламента. По его словам, Москва всего лишь перестраховывается.
Читайте также: Генерал Демпси - Поставки российских ракет Сирии, очень неудачное решение
Он утверждает, что такие вооружения, как С-300, должны «просто обеспечить должные условия» для переговоров об уходе Асада. 7 мая Керри и Путин договорились начать эти переговоры в ближайшие недели на международном саммите. «Проще говоря, С-300 охладят стремление атаковать Сирию с воздуха, если на самом деле наши партнеры намерены сделать именно это», пока готовятся переговоры. Россия хочет избежать той ошибки, которую сделала в Ливии, говорит Климов, посещавший Сирию во время гражданской войны, чтобы оценить, какие варианты действий есть у России. В 2011 году Кремль, возглавлявшийся сравнительно либеральным протеже Путина Дмитрием Медведевым, намного больше прислушивался к мнению международного сообщества, которое возмущалось действиями ливийского диктатора Муаммара Каддафи, пытавшегося подавить жестокое восстание. США и их союзники убедили Медведева не блокировать резолюцию ООН против Каддафи и позволить протолкнуть ее через Совет безопасности ООН.
С точки зрения Путина, в дальнейшем резолюция была истолкована намного шире, чем предполагалось исходно. Вместо того, чтобы установить над Ливией бесполетную зону, она открыла двери для полномасштабного военного вмешательства. Пользуясь мандатом ООН, США и НАТО начали бомбить военные колонны Каддафи, двигавшиеся к повстанческому городу Бенгази с очевидной целью «зачистить» его революционное население. Отразив это наступление, ВВС стран НАТО продолжили поддерживать повстанцев, обеспечивая им явное военное преимущество.
Через несколько недель армия Каддафи была разбита. Его автоколонну разбомбили с воздуха, когда он бежал из ливийской столицы. Диктатор спрятался в дренажной трубе в своем родном городе, но его захватили в плен. Вскоре на YouTube появилась видеозапись того, как повстанцы избивают, оскорбляют и в итоге убивают Каддафи. Путина случившееся привело в ярость. Он счел это наглым нарушением суверенитета Ливии и предательством готовности России доверять Западу. И российский лидер до сих пор не забыл это неуважение. «Чего мы действительно не хотим – это допустить ту же ошибку, что с Ливией, - объяснил Климов. – Тогда мы думали, что речь идет об одной вещи, а получили совсем другую».
Также по теме: Израиль может вмешаться в сирийский конфликт
Российское оружие даст Асаду неплохой шанс защититься, если любая из западных держав решит продолжать авиаудары, нанесенные в начале этого месяца. Удары по сирийским целям, осуществленные 3 и 5 мая, предположительно, израильскими военными самолетами также подтолкнули Россию ускорить поставки оружия Асаду, говорит Климов. «Когда мы видим эти бомбардировки в Сирии, судя по всему исходящие из Израиля, мы понимаем, что у суверенного правительства есть право на самооборону, - утверждает он. – С нашей точки зрения, эти поставки не нарушают никаких международных соглашений. При этом они не позволят безнаказанно бить по Сирии с воздуха».
Россия подчеркивает, что продажа оружия Асаду не идет вразрез с международными договоренностями. На сей раз Россия и Китай повели себя иначе, чем во время ливийских событий. В последние два года они накладывали вето на все попытки установить эмбарго Совета безопасности ООН на поставки оружия сирийскому режиму. По словам главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» и одного из ведущих московских экспертов по внешнеполитическим проблемам Федора Лукьянова, Кремль не намерен отступаться от своей позиции. «Если позиция по поставкам оружия повстанцам не изменится, Россия не откажется от своих оружейных контрактов с Асадом, - говорит он. – Пока мы видим только, что повстанцам собираются поставлять не меньше оружия, а больше».
В среду сенаторы США Роберт Менендес (Robert Menendez) и Боб Коркер (Bob Corker) внесли в Сенат поддержанный представителями обеих партий законопроект, требующий добиться от администрации Обамы, чтобы она снабдила оружием «определенную часть» повстанческих сил в Сирии. «Чтобы склонить чашу весов в Сирии в пользу противников режима Асада, мы должны поддержать оппозицию, предоставив ей оружие летального действия, – заметил Менендес в заявлении, сопровождающем законопроект, который сенатский комитет по международным отношениям должен рассмотреть 21 мая. – В сочетании с готовностью России участвовать в переговорах о смене режима это обеспечит нам наилучшие шансы на более благополучный исход».
Читайте также: СМИ Турции, Сирийский котел - все кипит, но все сырое
Начало переговоров о смене режима ожидается в следующем месяце. Как договорились Путин и Керри, на конференции смогут присутствовать представители как от правительства Асада, так и от повстанческих сил. Их цель - составить план политического перехода, который покончит с гражданской войной, уже унесшей около 80 тысяч жизней. «Но есть одно обстоятельство, которое заставляет меня всерьез задуматься, - отмечает Лукьянов. – США и Россия могут договариваться, о чем захотят – и, возможно, они договорятся. Но было бы чересчур самонадеянно думать, что люди, воюющие сейчас в Сирии, послушаются этого решения, сложат оружие и разойдутся по домам».
Тем не менее, Лукьянов считает знаком прогресса, что Россия и Запад вообще договорились о формате такой конференции. Ранее переговоры не могли сдвинуться с мертвой точки из-за вопроса о том, смогут ли Асад или его представители принимать участие в процессе перехода к новому режиму. Путин с самого начала утверждал, что правящий сирийский режим и Иран – еще один ключевой союзник Асада – должны присутствовать за столом переговоров. «Теперь в Москве появилась слабая надежда, что Запад, наконец, начнет прислушиваться к тому, что мы уже давно ему говорим, - заявил Климов. – На этой конференции можно будет реально продвинуться вперед, и если не достичь компромисса, то хотя бы выработать условия для компромисса». А на тот случай, если что-то пойдет не так, Россия решила снабдить своего союзника страховыми полисами с радарным наведением.