Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война моего отца против ложных идолов

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАлександр Солженицын
Александр Солженицын
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор пишет о том, что видит и видел, о том, что живет в его душе. Это были годы, когда он рос, период варварства и насилия сначала под руководством Ленина, а потом Сталина. В эти годы царило зло. Люди были вынуждены предавать все самое дорогое: своих друзей и свои устои. Что ты делаешь, когда мир ускользает из-под ног? Пытаешься бороться за то, во что веришь...

Беспрецедентная моральная, социальная и культурная катастрофа. Об этом - последние рассказы Александра Солженицына, написанные в 1993-1998-е годы, через тридцать лет после изгнания из России, после присуждения Нобелевской премии, пребывания в Америке и возвращения на родину. Это убийственные и прекрасные рассказы, три из которых под названием "Новый человек", опубликованные издательством Jaca Book, были представлены сегодня в Турине сыном великого русского писателя, умершего в 2008 году. Сорокалетний Степан Солженицын курирует литературное наследство отца.

Il Goirnale: После написания длинных романов и повествовательных циклов ваш отец в девяностые годы вернулся к форме рассказа. Почему?


Степан Солженицын: Он смог написать эти истории именно потому, что вернулся домой, в Россию. Он нуждался в реальных впечатлениях, в прямых отношениях, во взаимодействии с людьми. Весь этот опыт и составил материал для его рассказов.

-Почему Солженицын после падения Берлинской стены и распада СССР снова возвращается в своих рассказах в двадцатые и тридцатые годы, в период самого жесткого и бесчеловечного сталинизма, в государство-казарму?

-Автор пишет о том, что видит и видел, о том, что живет в его душе. Это были годы, когда он рос, период варварства и насилия сначала под руководством Ленина, а потом Сталина. В эти годы царило зло. Люди были вынуждены предавать все самое дорогое: своих друзей и свои устои. Что ты делаешь, когда мир ускользает из-под ног? Пытаешься бороться за то, во что веришь... Но ты рискуешь нанести себе большой вред. Вот центральная дилемма историй отца, она вне временных рамок. Такие события случались до и после двадцатых и тридцатых годов, во время Второй мировой войны и в постсоветский период... В этом универсальность литературы.

-Эти рассказы изобличают ужасы советского режима, пожелавшего создать "нового человека" в соответствии с идеологическими установками, а не с действительностью. Существует ли подобная опасность в каком-либо государстве, в какой-нибудь части мира, в сети?


-Такое возможно. Человек создает ложных идолов в любую эпоху. А технологии - это только инструмент, который может облегчить подобную задачу.

-Последний и самый прекрасный рассказ представляет собой безжалостную критику фигуры писателя, примирившегося с режимом...


-Речь идет о вопиющем равнодушии интеллигента по отношению к человеку, попавшему в ужасную ситуацию. Причем, это не вымысел. Имя писателя, о котором рассказ, не названо, но это реальное лицо. Он гордится тем, что проводит свои идеи среди людей. В этом и заключается самая большая трагедия.

-Насколько известны и читаемы творения вашего отца в России?


-Они пользуются известностью, их читают все больше. Его произведения вошли в школьную программу, причем, не только рассказы. В сокращенном виде в школьную программу вошел "Архипелаг ГУЛАГ". История жизни отца всегда привлекала внимание печати, что в некоторой степени ставило на второй план его литературные произведения. Но в последние двадцать лет своей жизни мой отец смог увидеть книги, которые были опубликованы в России. Его героическая биография имеет меньшее значение. Сила и роль его книг более важны. Их истинное влияние еще скажется.

-Какие произведения вы цените больше всего? С чего бы вы посоветовали начать читателю, пожелавшему познакомиться с произведениями Солженицына?


-В наше время у людей мало времени на чтение. Они нуждаются в чем-то, с чем они могут соразмерить свою жизнь. Поэтому первая книга должна быть короткой и не слишком насыщенной историческими фактами или слишком фантастической. Может быть, лучше всего начать с рассказа "Матренин двор", а потом прочитать "Раковый корпус". В этих произведениях подняты вечные темы, проблемы универсальные для всех людей, а развитие событий в СССР представляет собой всего лишь фон книги.

-Что сказал бы сегодня ваш отец о так называемых "новых варварах", о советских националистах в стиле Лимонова?

-Мой отец очень красноречиво описал сущность национального характера.

В России в стадии коллапса он видел проявления нового варварства, которое заключается в равнодушии людей по отношению друг к другу, в отсутствии заботы о судьбе малых и больших сообществ, о судьбе всей России. Когда-то такого не было. Он писал о том, что когда-то мы были гостеприимным и заботливым народом. Потом шок большевизма изменил наш ДНК, а шок и революция постсоветского периода усугубили этот процесс. По его мнению, в этом и заключается варварство нашей эпохи, в этом - болезнь России. Но он знал, что есть и люди-целители, отдельные светочи на обширной русской равнине.