Такого не было с 1990-х годов: в воскресенье утром прямо в типографии были арестованы тиражи двух газет бывшего офицера алжирских спецслужб Хишема Абуда: Mon Journal и Djaridati. Кроме того, прокуратура Алжира возбудила уголовное дело по обвинению в «покушении на безопасность государства». Причиной тому стала «глубокая кома», в которой, по всей видимости, находится президент Бутефлика: три недели назад его положили в парижскую больницу Валь-де-Грас. Как бы то ни было, «цензура», о которой столько кричат в социальных сетях, лишь усиливает замешательство по поводу состояния здоровья главы государства.
Читайте также: Рассказы заложников о кошмаре в Алжире
Несколько оппозиционных партий требуют обнародовать его историю болезни и считают, что власть обязана поставить в известность Конституционный совет, который в свою очередь должен применить на практике 88 статью Конституции (отставка главы государства в случае его неспособности руководить страной). «У нас не видно никакой политической деятельности за исключением премьер-министра, у которого нет реальной власти! - возмущается лидер партии AHD 54 Али Фавзи Ребаин. - Пришло время подумать о том, что будет после Бутефлики. Потому что сегодня Алжиром больше нельзя руководить так, как раньше, с привязкой к одному человеку. Пришло время сформировать президентско-парламентский режим и добиться настоящего разделения властей».
Что до ближнего придворного круга, верным сторонникам президента, таким как премьер-министр Абдельмалек Селлаль и советник Камель Реззаг-Бара, никак не удается убедить всех, что глава государства «чувствует себя хорошо» и «внимательно следит за вопросами, которые касаются национальных интересов». Кроме того, по словам министра обустройства территории Амары Бенийуеса, все те, кто говорит о 88 статье, стремятся совершить «медицинский государственный переворот».
Претендовать на четвертый срок Бутефлика, по всей видимости, уже не может, тогда как Фронт национального освобождения утверждает, что проект поправки в Конституцию, который подразумевает ограничение президентских мандатов, вступает в заключительную стадию. «Редакционный комитет передаст результаты своей работы премьер-министру, который затем представит их президенту, - говорит официальный представитель крупнейшей партии страны Касса Аиси. - Конкретные числа пока не называются, но скорее всего новая Конституция будет утверждена в июне, потому что затем мы вступаем в другой период, период подготовки выборов».
Также по теме: США обещают охоту на боевиков в Алжире
В отсутствие главы государства будущие кандидаты президентских выборов-2014 года начали подавать голоса. Самый серьезный из них, Али Бенфли, еще не сделал конкретных заявлений, но его предвыборный штаб уже начал работу, а группа специалистов занимается подготовкой программы. Перспективы ФНО, который до сих пор не может избрать генерального секретаря после отставки Абдель Азиза Белхадема 31 января этого года, выглядят гораздо туманнее. «Нельзя принимать какие бы то ни было решения в отсутствии почетного президента (Бутефлики). По крайней мере, так звучит официальная версия, - иронизирует представитель партийного руководства. - На самом деле наша судьба неразрывно связана с главой государства. Пока что неизвестно, в какую сторону будет дуть ветер, и никто не хочет брать на себя ответственность…»
Тем временем в стране развернулась новая полемика вокруг спикера Сената Абделькадера Бенсалы. Если статью 88 все же приведут в исполнение, именно ему будет доверена власть до проведения досрочных выборов. Тем не менее, чтобы даже временно сесть в президентское кресло, человек должен быть урожденным алжирцем. СМИ утверждают, что Бенсала родился в Марокко и получил алжирское гражданство только в 1965 году.