Белоруссия уже давно является одним из внешнеполитических приоритетов Литвы, экономически важным и в то же время политически проблемным партнером. Ее важность обусловлена сильной зависимостью Клайпедского порта от белорусских товаров (в прошлом году их доля в общей загрузке порта составила 30,5%). Однако тот факт, что режим А. Лукашенко, как принято говорить, остается последней диктатурой в Европе, мешает развитию двусторонних отношений.
Также нельзя забывать о том, что литовско-белорусские отношения являются своеобразными заложниками «больших братьев» - Москвы и Брюсселя. Россия подозрительно относится к программе Восточного партнерства ЕС и внимательно следит за тем, чтобы Минск вдруг не переметнулся на сторону Запада. Евросоюз в свою очередь мечется между политикой санкций и рациональным подходом к отношениям с Белоруссией, а Литва как член ЕС, претендующий на статус посредника между Европой и Минском, попросту не может игнорировать позицию Брюсселя. С другой стороны, она сама активно выступает за демократизацию Белоруссии, что раздражает А. Лукашенко, и он время от времени пугает литовцев, например, тем, что перенаправит белорусские товары в порты других стран. Наконец, важным проблемным аспектом двусторонних отношений остается Островецкая АЭС (с трудом продвигается диалог, касающийся ее безопасности и оценки влияния проекта на окружающую среду).
В связи с этим не рядовым событием стал визит премьера Белоруссии М. Мясниковича в Клайпеду, где состоялся Международный литовско-белорусский экономический форум, в ходе которого был сделан целый ряд важных заявлений с обеих сторон.
В первую очередь успокоило высказывание главы правительства Литвы А. Буткявичюса, в котором он затронул вопрос белорусского транзита через Клайпеду. Он заявил, что белорусский коллега заверил его в том, что отказываться от Клайпеды Минск не собирается, наоборот – готов еще более тесно сотрудничать с Литвой. Это в том числе подтверждает тот факт, что компания «Беларуськалий» приобрела 30% акций литовского „Терминала сыпучих грузов“ (по словам М. Мясниковича, размер инвестиции составил 30 млн. долларов), а «Гродно Азот» ведет переговоры с клайпедской стивидорной компанией «Бега» о создании совместного предприятия по перевалке грузов. Предприниматели Литвы в свою очередь, не смотря на политическую ситуацию в соседней стране, готовы инвестировать в нее все больше, что подтверждает общий объем прямых инвестиций литовских компаний в Белоруссию (около 70 млн. евро) и в последнее время постоянно растущий экспорт Литвы в данном направлении.
Стоит отметить, что в ходе форума было решено не касаться политических вопросов. Однако без политики никак.
А. Буткявичюс выразил надежду на то, что отношения Белоруссии с Евросоюзом потеплеют, чему могло бы поспособствовать и председательство Литвы в ЕС во второй половине этого года, а также приглашение премьер-министра Белоруссии в Вильнюс на саммит Восточного партнерства. «Политические отношения Белоруссии с ЕС действительно натянуты. Но из вчерашнего разговора с премьер-министром я понял, что они точно хотят эти отношения улучшить и более тесно сотрудничать с ЕС. Однако Белоруссия должна сделать то, чего от нее ждет Евросоюз», - подытожил глава правительства Литвы.
А. Лукашенко конечно заинтересован в улучшении отношений с Европейским Союзом, так как сегодняшняя ситуация «невъездного президента» ранит его самолюбие (экономических санкций он не боится, так как за спиной Москва, а кроме того Европа не будет вредить сама себе). Однако за все надо платить: для начала – освободить политзаключенных.
При этом, как в Минске, так и в Вильнюсе понимают, что у Литвы нет каких-то особых рычагов давления на А. Лукашенко. Уязвимость литовской позиции помимо всего прочего подтверждают и постоянные призывы местных бизнесменов к властям не обострять политические отношения с Белоруссией, а также сопротивление Литвы расширенным экономическим санкциям со стороны ЕС в отношении этой страны. Разумеется это не значит, что Вильнюс должен начать молиться на А. Лукашенко, но постараться (убедить Брюссель), чтобы на вильнюсский саммит Восточного партнерства был приглашен премьер-министр Белоруссии, стоит, так как это в интересах Литвы.
Определенная политическая «оттепель» поможет активизировать и диалог по белорусской АЭС. На форуме А. Буткявичюсу было сказано, что станция точно будет построена, однако важнее то, что белорусская сторона сообщила о своей готовности дать ответы на вопросы, связанные с влиянием проекта на окружающую среду, и предложила обсудить это на уровне соответствующих министров двух стран. Сколько в этих словах правды, а сколько пустых обещаний, сказать трудно, так как всеми атомными делами в Белоруссии заведует Россия, которая, как показывает пример Балтийской АЭС в Калининграде, не склонна принимать во внимание позицию Литвы.
Обобщая, можно сказать, что у вопроса литовско-белорусских отношений нет простого ответа. Вот и нынешний министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс, когда его спросили, что важнее – права человека или грузы в Клайпеде, предложил не смотреть на ситуацию схематично. «Все важно. Экономические интересы мы точно не собираемся поставить выше прав человека. Но и грузы в Клайпеде важны как для Литвы, так и для Белоруссии. Экономическое сотрудничество объединяет, заставляет разговаривать конструктивнее, заставляет прагматичных людей задуматься о тех препятствиях, которые мешают сотрудничать. Это и политзаключенные, и нарушения прав человека, и другие вещи. Одни придерживаются того мнения, что Белоруссию надо «обнести стеной», изолировать, наказать, но я лично придерживаюсь совершенно иного мнения. Не надо строить стены. (…) Белорусы являются партнерами, с которыми можно и нужно разговаривать, и делать это должна как Литва, так и ЕС», - констатировал глава внешнеполитического ведомства Литвы.
Другими словами, истина как всегда где-то посередине, хотя одни хотят сохранить моральный облик за чужой счет, а другие – продать демократические ценности за благоприятный инвестиционный климат и увеличение объемов транзитного грузопотока.