Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Франция прозевала беспилотники

© Фото : U.S. Air Force photo/Senior Airman Felicia JuenkeEADS Harfang, европейский разведывательный беспилотник
EADS Harfang, европейский разведывательный беспилотник
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нет сомнений, что в настоящий момент имеющихся в распоряжении французской армии беспилотников недостаточно. У нас есть только три БПЛА Harfang разработки Sagem, которые обладают посредственными характеристиками. Пробелы касаются в первую очередь недостаточной точности сенсоров и скорости полета (примерно 150 км/ч), которая не позволяет направить аппарат в нужную зону в кратчайшие сроки.

Министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан сообщил о планах по закупке американских наблюдательных беспилотников. В пресс-релизе Dassault Aviation президент компании выразил недовольство таким шагом: по его словам, у европейских компаний есть все технические средства для выпуска таких аппаратов. Но давайте поподробнее посмотрим на то, как Франция проиграла в войне беспилотников.

Atlantico: На выходных министр обороны Жан-Ив ле Дриан (Jean-Yves le Drian) заявил, что «Франция упустила из вида беспилотники». Как вы считаете, это утверждение соответствует действительности? Если да, то в какой мере?


Этьен Копель: Нет никаких сомнений, что в настоящий момент имеющихся в распоряжении французской армии беспилотников совершенно недостаточно. У нас есть только три БПЛА Harfang разработки Sagem, которые обладают посредственными характеристиками, хотя и в полной мере отвечают параметрам заказа. Пробелы касаются в первую очередь недостаточной точности сенсоров и скорости полета (примерно 150 км/ч), которая не позволяет направить аппарат в нужную зону в кратчайшие сроки.

— Чем это можно объяснить? На каких именно уровнях существуют пробелы?

— Нужно понимать, что в военно-воздушных силах долгое время относились к беспилотникам свысока и считали, что во время операций положиться можно только на «настоящих» пилотов. Опасения насчет возможных ошибок объясняют в частности отсутствие каких-либо запросов насчет военных дронов. Затем, когда все смогли оценить успех американских беспилотников в Ираке и Афганистане, неэффективное взаимодействие европейских предприятий и руководства ЕС привело к рассредоточению проектов и отсутствию конкретных достижений. Кроме того, нужно отметить, что решение британцев, не дожидаясь результатов, купить десять американских Predator, не лучшим образом сказалось на подготовке совместных проектов... Хотя, конечно, нельзя не признать, что с точки зрения боевой эффективности наши английские друзья были не так уж не правы.

— Как сегодня проявила себя эта ограниченность стратегического видения? Что можно сказать о долгосрочных последствиях?

— В настоящий момент у Франции нет возможности обеспечить сбор разведданных в таких зонах, как север Мали. Можно предположить, что если бы с самого начала конфликта у нее были аналогичные по качеству американским Predator беспилотники, исламистам не удалось бы так легко скрыться и запутать следы. Возможно, там также удалось бы обнаружить и отследить похитителей людей. Что касается среднесрочной перспективы, остается надеяться, что усилия министра ле Дриана по закупке американских Predator быстро дадут результаты. Их применение во французской армии будет полезно также и для того, чтобы определить точные параметры наших будущих беспилотников.

— Жан-Ив ле Дриан упоминал возможность разработки беспилотников нового поколения на европейском уровне в рамках общей оборонной программы. Хотя многие страны и говорят о ней, пока что ее реализация сталкивается с немалыми трудностями. Реальная ли это вообще перспектива? Смогут ли беспилотники сыграть важную роль в программе?

— Безусловно, Жан-Ив ле Дриан полностью прав. Если у нас в Европе не получится сообща строить беспилотники, то мы в очередной раз будем сами ставить друг другу палки в колеса. Посмотрите, что случилось с тремя сверхзвуковыми боевыми самолетами (Rafale, Typhoon, Gripen): они конкурируют друг с другом, что означает невозможность их выпуска крупными партиями.

Традиции конкурентной борьбы различных представителей европейской промышленности, которые подталкивают политических лидеров к тому, чтобы поставить на первое место национальные решения, тоже не облегчают дело. Тем не менее, пример Airbus A 400 M говорит, что мы можем добиться успеха... пусть даже и с небольшим отставанием от графика. Общеевропейская оборонная программа в настоящий момент находится на зачаточной стадии. Одна из причин нынешней ситуации это недостаточность средств, которые есть в распоряжении у Европейского оборонного агентства: оно даже не может начать работу по подготовке технико-экономического обоснования. Остается только надеяться, что европейские политики осознают, что выделение агентству значительных ресурсов — это не дополнительные расходы, а наоборот возможность сэкономить. Если общеевропейская оборонная политика так и останется на бумаге, это будет настоящей катастрофой как с экономической, так и операционной точки зрения.

Этьен Копель, бригадный генерал французских ВВС.