Я рад, что многие читают и комментирует мою колонку, в которой обсуждаются отношения между Великобританией и Европой на современном этапе. Когда затрагиваешь столь сложный вопрос, то девятисот слов (или около того) недостаточно, многое приходится опускать – это неизбежно. Но есть одна важная тема, по которой я еще не писал, а именно: влияние проблемы иммиграции на отношение британцев к Европе.
В Великобритании по данному вопросу ведутся жаркие споры. И тому есть три основные причины. Первая: кризис евро, который нанес ущерб имиджу ЕС. Вторая: пребывание консерваторов у власти; попутно замечу, что большая часть представителей тори ведет жаркие споры вокруг Европы еще со времени падения кабинета Маргарет Тэтчер, консерваторы хотели провести референдум по введению евро, а затем – по конституции ЕС, но им дважды отказывали. Однако теперь они настроены решительно.
Но я полагаю, что самая главная причина – увеличение потоков иммиграции в Великобританию после того, как в 2004 году в Евросоюз вошли десять новых государств. Например, очень многие думают, что в Великобританию переехал почти миллион поляков. (На недавнем семинаре, проведенном в Польше, я спросил на счет точности данной цифры, и мне ее подтвердили).
Читайте также: В Великобритании прошли антиисламские акции
Наряду с другими представителями британского среднего класса я считаю, что поляки – самые образцовые иммигранты; в основной своей массе они хорошо образованы и очень трудолюбивы. В той части Лондона, где я живу, можно увидеть молодых поляков, которые работают в банках, на стройплощадках, в кафе и даже раздают парковочные талоны (правда, в последнем случае вряд ли можно заслужить любовь и уважение коренного населения, но не будем придираться). Польские храмы всегда полны прихожан, в наших начальных школах учится множество польских детей, а в местных магазинах стало появляться все больше и больше диковинных продуктов.
С другой стороны, ни я, ни новые иммигранты не собираемся конкурировать друг с другом за, скажем, какие-нибудь строительные подряды или же более того – за места для наших детей в привилегированных английских школах. Поговорите с политиками и увидите, что избиратели все чаще стали произносить слово “иммиграция”. Несмотря на то, что образ поляка или же выходца из какой-нибудь другой страны Центральной Европы как-то не вяжется с образом попрошайки, живущего на пособие, все равно и здесь есть немало исключений.
К сожалению, в наши дни слово “иммиграция” очень хорошо дает почувствовать истинный смысл выражения “потеря суверенитета”. Мало кто из британцев озабочен тем фактом, что Евросоюз регулирует социальное законодательство Великобритании, ведь эта тема довольно абстрактна. Другое дело – иммиграция, ее все видят и все о ней говорят. Среднему избирателю не очень-то нравится, когда политики ему разъясняют – и вполне правдиво – что согласно законодательству ЕС, Великобритания на самом деле не может закрыть свою границу для мигрантов из стран ЕС, даже если бы очень захотела. Как известно, одним из основных признаков государства является его контроль государственной границы. И вдруг обнаруживается потрясающий факт: оказывается, данное правило по отношению к Великобритании более не применяется, а указатели с надписью “Граница Великобритании” отныне значения не имеют.
Также по теме: Стокгольм, четвертая ночь беспорядков
И на этой теме Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) уже нагревает руки. К примеру, она принялась эксплуатировать вопрос о том, что, начиная с будущего года, граждане Румынии и Болгарии смогут беспрепятственно въезжать в нашу страну. Многие аналитики полагают, что в данный момент фактор иммиграции – более сильный аргумент, который вынуждает британцев голосовать скорее за UKIP, чем в пользу Европы. Я бы здесь выразился точнее: большую роль оказывает сочетание обоих факторов – и вопроса о Европе, и об иммиграции. В самом деле, если Британия останется в Евросоюзе, то, думаю, что вопрос об увеличении потока мигрантов вследствие расширения Европы станет одним из ключевых. В том-то и парадокс, ведь именно британское правительство в свое время слишком сильно содействовало расширению Евросоюза.
Итак, что же следует делать Дэвиду Кэмерону в процессе пересмотра соглашений с ЕС? Не так уж и много чего. Свобода передвижения людей – это один из базовых принципов Европейского Союза, данный принцип практически невозможно (да и нежелательно) отменять. Британцам остается лишь одно – сформировать свои новые правила, которые бы затруднили мигрантам возможность доступа к системе социального обеспечения. Данное положение совсем не должно касаться тех молодых поляков, которые в своем большинстве отнюдь не бездельничают, а работают; оно всего лишь призвано успокоить британских избирателей. Кроме того, сходная тревога возникла во Франции и в Германии, которые все более склоняются к тому, чтобы перейти к разработке новых правил иммиграции.