Atlantico: Научное исследование показало, что мужчина выглядит гораздо привлекательнее в глазах женщины, если у него в руках чехол с гитарой: во время уличного эксперимента ему удалось получить 31 телефонный номер из 300 попыток, тогда как без гитары их оказалось всего 14, а со спортивной сумкой — 9. Что это, стереотип или реальный факт? Каким образом музыка повышает привлекательность?
Филипп Нассиф: Результаты этого опыта не кажутся мне удивительными. Занятия искусством в целом и в частности игра на гитаре, безусловно, дают очень серьезное преимущество при отборе. Музыкант вызывает в сознании образ молодого человека, который развивал свою эмоциональную сторону, тогда как спортсмен наоборот наводит на кошмарные мысли о сальных разговорах в мужской раздевалке. Как бы то ни было, молодой человек с гитарой ни в коей мере не поступается мужественностью. Если он хорошо владеет инструментом, это значит, что ему удалось объединить в себе мягкость и жесткость, которые служат залогом выразительной и точной игры. У него ловкие пальцы. Этим объясняется и эротическая сторона дела: в конце концов, гитара напоминает своими формами женщину, и многие гитаристы с удовольствием следовали этой метафоре, например, Би Би Кинг, который называл любимую гитару «Люсиль».
Кроме того, когда гитарист начинает играть на вечеринке, вокруг него собирается круг людей. Пока он играет, он становится чем-то вроде альфа-самца и тем самым вызывает влечение. После головокружительного успеха The Beatles в 1964 году и Боба Дилана в 1965 году гитара стала самым распространенным из всех музыкальных инструментов.
Другими словами, у гитариста формируется некий образ лоботряса, которому при этом приходится много работать. Он наследует своеобразный ореол «крутизны» от мифологии поп-культуры и демонстрирует упорство, которое необходимо, чтобы отточить его технику. Это неприспособленный к жизни в обществе человек, который, тем не менее, нашел способ существовать в нем, создав собственный мир. Или скорее не мир, а «атмосферу», которая позволяет свободно вздохнуть. Короче говоря, гитарист — это хрупкий и уязвимый юноша, который зовет вас в гости на свой необитаемый остров: одни женщины ощущают потребность позаботиться о нем, тогда как других влекут фантазии о «голубой лагуне».
— Музыка — эффективное оружие, чтобы покорить сердце любой девушки?
— Да, пока музыка действует подобно птичьему воркованию. Человек по своей природе меломан: песня существовала еще до слова, что отражает изначальное дыхание жизни. А с антропологической точки зрения мужчины ведут себя как птицы: они щебечут, чтобы привлечь самку.
Вообще, девушки обычно очень быстро устают от чисто инструментальной импровизации, которой обычно предпочитают заниматься музыканты. Они хотят песен. Если музыкант хорошо поет и играет на гитаре или фортепиано, он выглядит чрезвычайно привлекательным и убедительным. То же самое относится и к саксофонисту, который играет простые и сильные мелодии. Наша цивилизация уделяет чрезмерное внимание всем артистам в целом, тогда как музыкант находится в особенно выгодной позиции, потому что его искусство оказывает на людей непосредственное, прямое, физическое воздействие. Это, кстати говоря, заставляет скрежетать зубами от зависти писателей.
Насколько мне известно, единственные девушки, которые не рассматривают гитариста как потенциальный объект флирта, это те, у кого в прошлом уже были любовные истории с музыкантами. Они знают, как все обстоит на самом деле, понимают, что молодой артист в действительности — эгоцентричный человек с неустойчивой психикой, который требует постоянного внимания к себе. Кроме того, к 30 годам ко всему этому может примешаться озлобленность из-за осознания того, что ему никогда не стать Принцем или Леонардом Коэном.
— Какие ловушки могут поджидать вас, если вы захотите привлечь девушек музыкальным инструментом?
— Помимо культурной несовместимости (я имею в виду аккордеон или диджериду) главная опасность — это удариться в крайности. С одной стороны это касается чрезвычайно техничной игры типа джаза или хард-рока (если, конечно, слушательница не относится к фанатам этих музыкальных жанров). С другой стороны, это слишком прямые эмоции. Так, например, песня «Я люблю тебя до смерти» Франсиса Кабреля может дать крайне неприятный результат: она задевает за живое, становится обузой для любовной игры, вызывает инстинктивное стремление сбежать.
Таким образом, вам нужно найти золотую середину между демонстрацией силы, которая глушит эмоции, и их до неприличия открытым выражением: красивую и романтичную песню, которую поддерживает умело сыгранная мелодия. L’anamour Генсбура, Accross the Universe The Beatles и акустическая версия Toxic Бритни Спирс являются хорошими тому примерами.
Филипп Нассиф, журналист, сотрудник Philosophie Magazine, Glamour et Technikart.