Когда в декабре 2012 года президент России Владимир Путин запретил американцам усыновлять российских сирот, он приговорил тысячи детей, которые могли бы обрести семью, к пребыванию в институтах, где с ними плохо обращаются, ими пренебрегают и слишком часто продают в сексуальное рабство. Сейчас у американского правительства есть выбор: оно может попытаться надавить на российские власти и заставить их положить конец торговле сиротами, поставив России самую низкую оценку в ежегодном докладе Госдепартамента «Торговля людьми» (Trafficking in Persons), который будет опубликован в июне. Или же оно может наградить Россию незаслуженным проходным баллом.
Когда в 2000 году Конгресс учредил Управление по контролю и борьбе с торговлей людьми при Госдепартаменте США (State Department Office to Monitor and Combat Trafficking in Persons), он поручил ему составлять ежегодный отчет о торговле людьми и рабстве по всему миру, а также рейтинг, который должен был стать эффективным инструментом, позволяющим дипломатам вовлекать правительства иностранных государств в спасение детей, женщин и мужчин из рабства, а также в преследование торговцев людьми и рабовладельцев. Этот доклад способствовал появлению значительных улучшений в десятках государств.
Еще 10 лет назад ситуация в Камбодже была катастрофической. Там можно было легко купить секс с детьми, не достигшими половой зрелости, поэтому страна была раем для педофилов. Однако столкнувшись с возможностью лишиться помощи со стороны американцев из-за того, что Камбоджа получила один из самых низких рейтингов на Уровне III, она изменила свой курс. Ее национальное полицейское подразделение по борьбе с торговлей людьми освободило сотни детей из сексуального рабства, а ее суды вынесли обвинительные приговоры огромному числу торговцев. International Justice Mission, неправительственная правозащитная организация, на которую я работаю, недавно провела исследование в трех городах Камбоджи. Оно показало, что сейчас в барах, борделях и других учреждениях индустрии сексуальных услуг практически невозможно найти детей, кроме того там стало намного меньше подростков. Разумеется, все это – заслуга самой Камбоджи, однако Управление по контролю и борьбе с торговлей людьми с его откровенными докладами и сильной дипломатией тоже заслуживает некоторой похвалы.
Честный рейтинг стран, составляемый этим управлением, способствовал проведению довольно важных реформ. Откровенность управления в вопросе торговли рабочей силой в странах Совета по кооперации в Персидском заливе привела к тому, что правительства государств Ближнего Востока признали существование этой проблемы и с 2009 года расширили политическое пространство для работы различных неправительственных организаций, союзов и ассоциаций мигрантов и рабочих. Столкнувшись с реальной угрозой потерять материальную помощь со стороны США в 2011 году, власти Филиппин начали вести активную борьбу с торговцами людьми в сфере сексуальных услуг, создав эффективные подразделения по борьбе с торговлей людьми и введя ориентированные на жертв судебные процедуры.
Однако, в то время как ситуация в других странах постепенно улучшается, Россия продолжает двигаться в обратном направлении. По оценкам российской полиции, в 2007 году в Москве жертвами секс-торговли стали 50 тысяч человек, и большинству из них тогда не было 16 лет. Сотни девушек из приютов начинают заниматься проституцией, при этом некоторых из них соблазняют возможностью заработать деньги, а некоторых просто похищают. Многие из них переправляются за границу: Protection Project, вашингтонский исследовательский институт по защите прав человека, поставил Россию в первую десятку стран-поставщиков сексуальных рабов.
Между тем, российские власти продолжают методично разрушать некогда процветающее гражданское общество. Правозащитные группы теперь должны регистрироваться в качестве иностранных агентов, если они получают зарубежное финансирование, а их лидеры все чаще подвергаются нападкам со стороны властей. В прошлом правительство США финансировало некоторые российские организации, занимающиеся борьбой с торговлей людьми, однако оно больше не имеет такой возможности из-за ограничений, введенных в ноябре 2012 года.
Управление по контролю и борьбе с торговлей людьми вело наблюдение за Россией в течение девяти лет, и теперь, согласно правилам, оно должно либо оставить ее на Уровне II, либо перевести ее на Уровень III своего рейтинга. Дипломаты, которые хорошо понимают, что США нуждаются в сотрудничестве с Россией по ряду вопросов, касающихся национальной безопасности, не хотят ссориться с Путиным. По некоторым сообщениям, администрация Обамы активно обсуждает вопрос о том, стоит ли оставить Россию на Уровне II рейтинга или переместить ее туда, где она, по мнению наблюдателей, должна находиться, и, таким образом, спровоцировать новые разногласия в и без того сложных двусторонних отношениях.
Наблюдая горячие споры по этому вопросу внутри исполнительной ветви власти, можно сделать вывод о том, что этот рейтинг стран имеет огромное значение для иностранных правительств. И это хорошие новости: если лидеров государств беспокоит торговля людьми в своих странах, они с гораздо большей долей вероятности будут предпринимать меры по борьбе с ней. Однако США вряд ли смогут повлиять на ситуацию с торговлей людьми в России, если Москва получит удовлетворительную оценку в готовящемся к публикации докладе Госдепартамента. Будет крайне неправильным присудить России статус страны Уровня II, и Путин очень хорошо это понимает.
Рейтинг Управления по контролю и борьбе с торговлей людьми не стоит использовать в качестве дипломатической приманки, чтобы наградить государства, которые этого не заслуживают. Чтобы этого не происходило, Конгрессу необходимо повысить это управление до бюро Госдепартамента, чтобы ведущие эксперты нашей страны по вопросам торговли людьми могли сидеть за взрослым столом во время обсуждения ситуации в таких странах, как Россия. Пока же Госсекретарь Джон Керри (John F. Kerry) и президент Обама должны рассказать правду о ситуации с рабством, какими бы ни были последствия этого шага.
Холли Беркхолтер является вице-президентом по связям с правительственными структурами International Justice Mission, неправительственной организации, занимающейся защитой прав человека.