Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лидерство политиков в абэномике

Абэ Япония

© REUTERS / Toru HanaiПремьер-министр Японии Синдзо Абэ
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Абэномика продолжает возвращать Японию к жизни с поразительной скоростью. Акции поднялись в цене на 70% за полгода, годовой ВВП растет на 3,5%. Каким образом произошли эти больше похожие на чудо перемены?

Абэномика продолжает возвращать Японию к жизни с поразительной скоростью. Акции поднялись в цене на 70% за полгода, годовой ВВП растет на 3,5%. Каким образом произошли эти больше похожие на чудо перемены?

До прихода кабинета Синдзо Абэ во второй раз к власти главным действующим лицом на политической и финансовой арене являлось министерство финансов. Бюрократия выбирает направление, избегая риска противостояния оппозиции, поэтому во внешней политике она не может проводить деление на друзей и врагов. Когда только была определена политика ориентации на Азию вместе с США, не было никаких принципов регулирования отношений с Китаем и Южной Кореей.

В сфере экономики говорилось о разделении государственных программ и финансовой политики, но при этом даже Банк Японии подчинялся воле министерства финансов. Несмотря на то, что в оппозиционных партиях появились идеи о целевой инфляции, с 2004 года Банк Японии не предпринимал ничего для прорыва в ситуации, министерство финансов могло предложить только финансовую реформу, основанную на увеличении налогов. Даже после Великого землетрясения в Восточной Японии министерство финансов носилось с идеей об увеличении подоходного налога, из-за чего они опоздали на полгода с формированием срочно необходимого дополнительного бюджета. Нужно не забывать, что если доверить все чиновникам, то Япония может пойти на дно.

Главная работа кабинета Абэ заключается в уходе от бюрократии, восстановлении отношений с США, полном пересмотре дипломатических отношений с Китаем и Южной Кореей.

Не претерпит ли изменения союз между Японией и США, установленный в целях обеспечения безопасности, в ситуации с разработкой и получением КНДР баллистических ракет дальнего действия, способных достичь американского материка? Будет ли США отвечать на ракетную атаку, скажем, маленькой деревушки в Японии со стороны Северной Кореи и гибели несколько десятков человек? Не поставят ли они во главе беспокойство по поводу возможных ударов по американским городам и столице Южной Кореи Сеулу? По тем же причинам нельзя быть полностью спокойными, что американцы непременно придут на помощь, в случае если произойдет столкновение в районе островов Сэнкаку.

Дипломатия ценностей с Китаем

Китай и Южная Корея всячески осуждают Японию перед всем миром по вопросу «исторического признания». Китай начал с дезинформации в 1982 году, когда заявил, что Япония исправила в своих учебниках выражение «вторжение» японской армии в Китай на «продвижение». Японские СМИ и оппозиционные партии обрушились с критикой на правительство, не проверив факты, после чего Китай стал возвращаться к проблеме «исторического признания», увидев, что над Японией можно издеваться.

В вопросе «женщин комфорта» в 1991 году так же появилось сообщение в газете о якобы встрече с женщинами, которых доставляли на фронт. Я скажу без обиняков, но женщин для комфорта, которых забирали насильно, не должно было быть. Причина в том, что шумиха поднялась спустя 45 лет после окончания войны. Что касается проблемы Ясукуни, то главным противником Японии в сражениях в Китае была регулярная армия Гоминьдан, а не отряды коммунистической партии, с Южной Кореей вообще не воевали.

Однако Китай и Южная Корея не станут прекращать свои жалобы о «нечестном нападении», потому что, проталкивая проблемы «женщин для комфорта» и храма Ясукуни, они могут дальше подмачивать японскую репутацию. Японские дипломатические институты ничего не сделали для того, чтобы расследовать эти обвинения и дезинформацию.

Предыдущий президент Южной Кореи Ли Мен Бак говорил о «нацеленности на будущее», но последними его действиями перед уходом с поста президента были высадка на острова Такэсима (префектура Симанэ, Окиносима), а также жесткие высказывания в адрес императора. У следующего президента Пак Кын Хе тоже был невысокий рейтинг, поэтому она неустанно обвиняла Японию в вопросе «исторического признания» во время своего первого визита США.

Самое печальное то, что и китайское и корейское правительство сталкивается со своей политической и экономической слабостью, поэтому вряд ли можно ожидать, что их нападки на Японию в скором времени прекратятся.

Что же делать? Хочется вспомнить, как во время императора Суйко Китай слишком активно вмешивался во внутренние дела Японии, Сётоку Тайси послал китайскому императору династии Суй послание и объявил об установлении дипломатических отношений на равных.

И в те времена, и сейчас нужно было одинаково перестраиваться. Сейчас политическая схема премьера Абэ заключается в дипломатии ценностей. Она заключается в объединении со странами с едиными ценностями, как то либерализм, демократия и основные права человека, для противостояния растущему Китаю. Если Китай и Южная Корея так хотят выразить свои братские чувства друг к другу, то могут проявлять их на тех же международных спортивных соревнованиях.

Нужно учитывать изменившуюся экономическую ситуацию

Сейчас для Японии одним из факторов поддержки ее образа жизни является договор об экономическом сотрудничестве в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). «Дипломатия ценностей» будет держаться еще на протяжении как минимум 100 лет и оставаться основным принципом для внешней политики Японии.

Что касается права лидерства в управлении экономикой страны, то его необходимо вернуть от чиновников министерства финансов политикам.

Ведь законоположение об увеличении потребительского налога было навязано премьер-министру Ноде и лидеру Либерально-демократической партии Танигаки министерством финансов. Правящая партия (в то время Демократическая партия Японии) обещала, что «не будет увеличивать налоги», но свое обещание не сдержала. Сложно назвать демократией, когда чиновники распоряжаются политикой, не обращая внимания на официальные заявления правящей партии.

Экономическая ситуация, в которой устанавливался закон об увеличении потребительских налогов, в корне отличалась от нынешней. В то время ни министерство финансов, ни Банк Японии совершенно не планировали проведение политики «монетарного ослабления». Сейчас же ситуация резко поменялась. Если и в этой ситуации будет планомерно продолжаться рост потребительских налогов, то получается, что в стране нет «лидерства политиков» в настоящем смысле этого слова, которое пытается утвердить правительство Абэ. Получается, что нет определенного политического курса. Необходимо определить цели развития и что для этого нужно, пересмотреть политику.